Хвалынские пленэры: постскриптум
«Есть как минимум две причины, по
которым стоит заниматься искусством. Первая — это рассказать миру о себе,
вторая — это узнать о самом мире», — пишет современный критик искусства
Лев Степанов. Но ведь есть и третья — узнать мир через себя или себя через
мир. Именно эта третья причина движет художниками, чей путь пролегает через
Хвалынск. В августе в Хвалынске работало около 50 художников с разной продолжительностью
пребывания, интенсивностью проживания мотива, опытом вчувствования, и индивидуальными
попытками описания мира. Во время пленэров они сделали две однодневные
выставки: промежуточную и итоговую — своеобразные отчёты о работе. Художники
и зрители наводняли 13 и 20 августа
территорию Дворца культуры. Для
художников настал момент Истины. Людской поток из художников, поклонников,
журналистов, фотографов перетекал от одной экспозиции к другой. Здесь полностью
отсутствовал коммерческий аспект. В самом деле, лучшие работы этих выставок
рождены индивидуально выстраданным опытом. То, что казалось абсолютно исторгнутым
из режима современной образности — созерцание, доверительное высказывание
— вновь возвращены в живопись, например, А. Симоновой (г. Пущино). Одну
из её картин можно условно назвать «Бегство в Египет», вернее — в Хвалынск…
В сущности, это бегство не от опасности, а к неведомым возможностям бытия.Об
этом говорят и краски, вспыхивающие золотом холмов и сияющие вокруг фигур
бегущих, словно предвещая «нечаянную радость».
Иногда, как в работах В. Белоусова
(г. Красноярск), можно было внимательно рассматривать форму картины саму
по себе, как событие абсолютно единичное. Здесь, балансируя между цельным
нутром и реальностью мотива, художнику удалось достичь чистого пространства
пластики, образа и цвета.
Живопись В. Мошникова (г. Саратов) кажется во многом загадочной. Каждому зрителю придётся самостоятельно отыскивать какие-то подсказки и намёки на объяснение смысла мистерий, которые разворачиваются на его картинах, созданных из очень похожих элементов и при этом совершенно неповторимых. Причём высказывание достигается живописно-пластически: мерцающим фоном тонких сближенных серо-розовых, сиренево-синих, лимонно-жёлтых тонов, на которых проступают глубинные образы. Есть художники, воплощающие гармонические миры, к таким можно смело причислить В. Мошникова. Но гармония эта покупается ценой ухода из реальной жизни в поэтические грёзы об «иных берегах». В основе многих картин Мошникова, написанных в этот август, лежит некий вселенский страх, но по воле художника катаклизмы укрощаются праздником света, исторгающимся из картинных глубин. В его художественной индивидуальности европейский профессионализм и мастерство сочетаются с метафизической погружённостью. Это очевидно проступает в каждой композиции.
У Н. Леонтьевой (г. Саратов) пространство пульсирует, напоминает дыхание: художница и пространство овладевают один другим и растворяются друг в друге, рождая и в зрителе «океаническое чувство», о котором писал Фрейд. К этому «океаническому чувству», в котором происходит творческий процесс, Н. Леонтьева приобщила и свою дочь Анну, которая чувствует пространство — способность редкая, предполагающая в субъекте некий внутренний орган восприятия окружающего мира как живого.
20 августа Миры Е.
Мальцевой (г. Саратов), И. Митяшина (г. Казань) и Г. Губанова (г. Санкт-Петербург)
наполнены светом и энергиями. Эти миры рождают в зрителе ощущение бесконечной
потенциальности воплощающегося мира. Мир Е. Мальцевой кипит, взрывается,
пульсирует. Это мир земной, но увиденный на пределе бытия. В пейзажах Г.
Губанова жизнь природы яркая и интенсивная, оставляющая на холстах ощущение
свечения и теплоты. Это мир «персти земной». Ощущение от произведений И.
Митяшина такое: художник кладёт краски на холст или бумагу, а они сами
находят свои пути на поверхности, краска приходит в движение.
Напротив, статичен мир П.
Маскаева (г. Саратов), художник «знает» пространство, его расслоенность
и его возможность создавать «ряды». Его опыт охватывает всю толщину пространственных
слоёв, от чисто метрического переживания до их топологических признаков.
Может быть, поэтому его влекут панорамные пейзажи, которым тесно в рамках
холста, он разворачивает их в диптихах и триптихах.
В. Морковин
(г. Саратов) нашёл в Хвалынске тоже своё — свою особую интонацию, свой
«излом» художественного видения, в котором возникает контраст зелени яблонь,
красных крыш и серых заборов, где древесные стволы «держат» композицию,
а тёплые цвета доминируют, создавая особое настроение «вечной песни» солнца
и жизни.
С. Лопухова
(г. Саратов) работала в разных техниках: пастели и маслом, обогащая
одну другой. Ритм широких мазков, конфигурация и взаимное расположение
цветовых пятен позволили художнице выявить эмоциональную напряжённость
выбираемых мотивов.
Художники заставили-таки зрителей остановиться у картин, почувствовать поле их воздействия в виде необъяснимого волнения. Но как пересказать отражения в воде, свет утренней волны, рефлексы света на мокрой дорожке, клубящиеся облака… Самое лучшее — постараться увидеть самим. И пережить… Эта возможность появится совсем скоро: в сентябре художники покажут свои работы на выставке в картинной галерее А.А. Мыльникова в Энгельсе.
В.И. Бородина
home | Живопись | grafika | fotosalon | Саратов | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2012. All rights reserved. Viktor Stepanov