Вебер Яков Яковлевич
В рекреации
второго этажа Энгельсского краеведческого музея висит картина,
неизменно привлекающая внимание зрителей.
...Исчезли знакомые очертания противоположного берега Волги, окутанной
пеленой падающего снега.
|
Вебер Яков Яковлевич |
Первую свою картину юный художник
написал в 16 лет.
В плохо обеспеченной, мнргодетной семье Веберов на его увлечение искусством смотрели неодобрительно: художество казалось баловством, господской забавой. Прочное положение ремесленника-столяра или слесаря - таким виделось отцу Якова Вебера будущеесына. Однако в избрании жизненного пути Яков Вебер проявил редкостное упорство и настойчивость. Уже взрослым человеком, 27 лет, имея семью, он преодолел сопротивление родных и сель- ского схода, не выдавшего ему свидетельтво, и приехал в Саратов учиться искусству. Вебер поступил копиистом в художественный музей имени А.Н.Радищева, но нетворческий, ремесленный характер работы не приносил удовлетворения. В Саратове Вебер сблизился с В.В. Коноваловым, замечательным художником, участником Передвижных выставок, и В.Э.Борисовым-Мусатовым, выдающимся живописцем, чья печальная муза, однако, на родине художника была признана с большим историческим и эстетичес- ким опозданием. И Коновалов, и Борисов -Мусатов укрепили Вебера в его стремлении учиться. Вебер уезжает в Москву и непродолжительно работает в мастерской Константина Коровина. |
Первый учитель Вебера оценил способность ученика и
советовал ему поехать в Париж, эту "Мекку художников". Во Францию Веберу не суждено было попасть; вскоре он оказался в стенах недавно открытого пензенского художественного училища. Атмосфера этого училища определялась личностью его ректора -К.А.Савицкого, известного художника-передвижника. Уважение к натуре, непрерывное ее изучение, интерес к народной жизни, повседневному, будничному - принципы, усвоенные в первые годы учения, стали путеводными в творчестве Вебера. |
Из 35 живописных работ Вебера, хранящиеся в Энгельсском
краеведческом музее, одна -"Въюга. Лошадь под навесом" - написана в конце "пензенского" периода, в 1903 году. Собственно, никакого изображения въюги в картине нет. Под навесом стоит рыжая лошадь, рядом в санях - зарывшиеся в солому куры, а на ветру полощется цветное тряпье. Но понурый облик животного и зябко прячущихся птиц, разметанные ветром тряпки вызывают полнокровное ощущение зимнего ненастья. Пейзажный мотив выражен языком бытового жанра. В этой работе Вебер выступает вполне зрелым художником. Но требовательность к себе заставляет продолжить годы учебы. В начале века Яков Яковлевич поступает в Академию художеств, в которой ему пришлось учиться долго, так как необхо- димость помогать семье постоянно отвлекала его, заставляя давать уроки и выполнять частные заказы. Тем не менее Вебер упорно учился, участвовал ежегодно на выставках, его кртины посылались в Голландию, Швецию, Италию и много раз отмечались премиями. Характерно, что его волжские этюды произвели столь сильное впечетление на И.Е.Репина, что знаменитый живописец предложил Веберу перейти в его мастерскую. Званием художника Академией художеств он был удостоин в 1909 году. |
Лодка с парусом .1930 |
В 1915 году Яков Вебер возвратился на родину.
Он поселился в селе Щербаковке (Мюльберг) и не пожелал расстаться с налаженным деревенским бытом даже тогда, когда президент Академии художеств И.И.Бродский предложил ему взять руководство кафедрой пейзажа. Вебер, однако, совсем не напоминал деревенского анахорета. Он обучал сельскую молодежь грамоте и рисованию, руководил республиканской изостудией, преподавал в Энгельсском доме народного творчества (естественно, неофициально), принимал деятельное участие в жизни детской колонии ( чем заслужил звание "друга молодых коммунистов"). Ему было трудно расстаться с Волгой, которая стала всепогло- щающей темой его искусства.Волгу называют "главной улицей Росии". Яков Вебер предпочитал видеть эту улицу пустынной, когда жизнь природы выступает не отголоском человеческго существованя, а раскрывается как самоценность, полная смысла и богатства изменчивых обликов. Он воспринимал мир спокойно и рассудитель-но, может быть, немного педантично. Вебер создавал картины так же добротно, как некогда выполнял слесарные и столярные работы. Рассветы и закаты, полуденная дрема осиновой рощи, зимнее оцепенение природы, могучие разливы реки, повседневная жизнь "главной улицы России"- вот что составляет содержание многочисленных полотен Вебера. Он был искренен и наблюдателен, избегал и боялся пафоса. |
.
Особенности
языка Вебера заключаются в спокойной
повествовательности , скромности мотивов, традиционности изобразительных средств. Он остался верен принципам русского пейзажного искусства второй половины XIX века. Вебер пробовал писать и историко-революционные картины, но в этом жанре у него не было значительных достижений.Патетика и подчеркнутая экспрессия драматических коллизий мало соответствовали его спокойному размеренному мироощущению. Живописцу,погруженному в естественную и вечную жизнь природы, социальные катаклизмы должны были представляться неким "отклонением" от предустановленного порядка вещей, грозными неожиданностями, фантомами, непосредственно влияющими также и на собственную судьбу художника |
Варка арбузного меда.1937 |
Зимой 1921 года
Вебер был схвачен действовавшей в
Заволжье бандой Пятакова, и только заступничество учеников и односельчан спасло его от расстрела. Отзвук этого события слышится в картине "Под лед", мрачный колорит и натуралистиче- ские подробности которой отвечают жестокому содержанию произведения. Все же влечениям художника больше отвечали другие сюжеты, жанровая природа которых передавалась спокойно, без показной увлеченности, с уважением к любой подробности и без подчеркивания каждой из них. Вебер разделял взгляды голландцев на природу бытового жанра: в несуетности ежедневного существо- вания есть свой высокий смысл и своя жизненная правда. |
В 1937 году по заказу Республиканского музея написана
картина "Варка арбузного меда". В самом заказе заключен некий элемент социальной экзотики жизни немецкой автономии, впрочем, весьма незначительный и - в соответствии с методом мастера -отнюдь не акцентированный им. Собственно, будничный жанровый этюд занимает художника не больше, чем решение трудного живописно-пластического мотива - жаркого пламени печи в истоме летнего знойного дня. Вебер был и остался пейзажистом! Проведенное на Волге послереволюционное двадцатилетие, может быть, не самые плодо-витые годы художника,но самые"ровные", - по стабильности резуль- татов, ясности цели, мере погруженности в творчество. Летом Щербаковка превращалась в художническую дачу: живописцы Саратова очень любили писать окресности деревни . Близость к ним и многолетняя дружба не изменили, однако, общей тональности искусства Я.Вебера, восходящей к Савицкому, отчасти -к Шишкину. Это не "пейзаж настроения", не саратовские лирические "смазанности". Вебер не подчиняет мотив выражению душевного движения, а растворяется в нем, стремясь передать прежде всего естественную сложность яления. Такой метод требует глубокого огружения в жизнь природы, строгой дисциплины ума и чувства. |
|
Весенний пейзаж |
"Восход луны", "Ледоход", "Весенний разлив", "Поселок
в степи"...Вебер не отдавал прдпочтения ни одному состоянию природы, любил грозы и затишья, с не ослабевающим с годами интересом писал околдовавшую его Волгу. Он был известной р республике немцев Поволжья личностью, был удостоин звания заслуженного художника респуб- лики, руководил изостудиям, много занимался с млодежью, оставаясь при этом скромным и всецело поглщенным страстью к искусству человеком. Незадолго до смерти в одном из своих писем он исповедовался :"..Я ведь именно человек коммунизма, но свобода художника мне слишком дорога - заказы не люблю, если они тормозят свободу художника". И еще:"...Продавать свои работы я никогда не мог. Даже цена на выполненные работы я не мог назначать - противна была всякая "торговля", и теперь таким ненормальным остался". |
Яков Вебер разделил судьбу
своего народа, только
несолько "опередив" ее: он был репрессирован в 1937 году. Честное и искреннее искусство художника вызывают глубокое уважение.
Э.Н.Арбитман
|
Немцы Поволжья_ Историко-краеведческий
и генеалогический форум
художник.Яков
Вебер http://forum.wolgadeutsche.net/viewtopic.php?f=277&t=1349
Статья
к дню рождения Якова Вебера (много его фото и фото картин)
home | fotosalon | painting | grafika | folkart | links | museum |
Copyright 2004-12. All rights
reserved.Viktor Stepanov