Basil Art Gallery PAINTING
 
 
1939 родился в с.Джермен Хабаровского края  
 1964 окончил Саратовское художественное училище  
 1970 окончил Институт живописи,скульптуры и  
  архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде  
  ( мастерская Е.Е.Моисеенко ), член Саратовской  
  организации Союза художников России  
 1984 Лауреат государственной премии им. И.Е.Репина  
 1988 присвоено звание "Народный художник России"  
 2001 член- корреспондент Российской академии художеств  
 2001 председатель  Поволжского отделения РАХ  
 С 1963 -участник выставок  
Произведения находятся в Государственной Третьяковской  галерее,  Государственном Русском музее, 
 Саратовском Государственном  
 художественном музее им.А.Н.Радищева, музеях  
Смоленска,Красноярска, Комсомольска -на -Амуре и др.
Uzaev Anatoliy 

 
-Анатолий Васильевич, расскажите, пожалуйста, о своих детских годах, о своих корнях и о том, когда впервые взяли 
   в руки кисть и карандаш. 
  Где вы  учились и кто  способствовал вашему творческому становлению?  
  -Я пример того,как человек выбирает свою профессию еще с самого раннего детства. Насколько помню себя,я решил  
 стать художником где-то в пять-шесть лет. Жили мы тогда  
в Хабаровске. Отец обеспечивал водой лагеря военнопленных японцев. Было это в сорок четвертом-сорок шестом годах. 
 Нередко отец брал меня с собою к военнопленным, 
 которые дарили мне японские карандаши и роскошную рисовую 
бумагу -  страшный дефицит той поры.Моя первая картина была о том, как советские самолеты и танки побеждают немцев.  
    Два класса школы я отучился в Хабаровске, потом мои родители вернулись на свою родину, на Волгу.  
Сначала мы жили в селе Сухой Карабулак, а затем переехали в Саратов.Я постоянно рисовал стенгазеты,  
оформлял школьные демонстрации и настолько плотно  
занимался этим, что порою страдала учеба.  
     Получив аттестат зрелости, я осуществил свою мечту, поступив в Саратовское художественное училище, которое окончил  
в 1966 году. Но заветной мечтой каждого начинающего 
 художника, конечно же, является Академия художеств.И я стал готовиться. Меня буквально одолевали бессонные ночи, 
     рисование,   живопись и замыслы... 
   
 
 
    Чтобы быть допущенным к экзаменам, надо было показать три-четыре акварели, пару рисунков и одну композицию.  
Я же привез с собою около трехсот работ.   Это ошеломило  
членов экзаменационной комиссии настолько, что не досмотрев 
до конца мои работы, мне было торжественно  
объявлено:"принимаем".  
Когда я стал учиться, то очень скоро обнаружилось, что среди принятых немало 17-18 - летних пацанов,  
 которые,как правило, были детьми известных художников. Я же был среди 
двадцатипятилетних парней, которые считались "переростками".  
 У нас за плечами была работа, учеба в художественном училище и армия. Но мы брали сумасшедшим друдолюбием 
 и пониманием того, что профессия выбрана нами 
не случайно, а на всю жизнь.  
Pik2Uzaev Anatoliy
 
 
В то время, а это было начало семидесятых, самыми известными  художниками 
Питера были Евсей Евсеевич Моисеенко - художник-баталист, академик и профессор, возглавляющий батальную  
 мастерскую Акадеии художеств, и народный художник СССР Андрей Андреевич Мыльников - наш земляк-  волжанин,  
уроженец Покровска, здравствующий и поныне. 
  Вот эти два художника и 
стали на многие годы для нас образцом и ориентиром в живописи.  
     Все студенты до второго курса учились тогда на общих курсах, а потом переходили в 
творческие мастерские ведущих художников. Меня взял к себе  
 Моисеееенко, хотя я, в принципе, не баталист. Но  
 я очень любил картину, композицию, сам "жанр",-  
 по-видимомому, это и определило его выбор.  
 
 
 
  Надо сказать, что академик Моисеенко был  
  интереснейшей личностью. Он воевал, был узником  
  фашистского концлагеря и много горя испытал в жизни, но при всем при том оставался страшным   жизнелюбом,  
чрезвычайно моторным и энергичным человеком. Мы, конечно, ему подражали и, безусловно, всех   нас он просто подавлял  
 своим   авторитетом. Он   стал моим первым серьезным 
учителем, хотя надо сказать, что и в Саратовском 
 художественном училище у меня тоже  были замечательные учителя.     Но Мо исеенко  был личностью огромного 
 масштаба, мастерства и интеллекта. Кроме этого, нас 
подвигали в мастерстве Эрмитаж и Академия художеств, где, как известно , учат даже стены. 
  - Анатолий Васильевич, вот вы прошли большой путь  
 от молодого и опального художника до общепризнанного  
 мастера живописи, и теперь было бы интересно узнать, как  
 за эти годы изменилось и трансформировалось ваше творчество.  
-Ну, не настолько уж я был опальным, а признание тоже  
 приходит не навсегда, но  всякий раз,  с каждой новой  картиной,  
 надо доказывать свое право на дело, которым ты занимаешься.  
Pik1Uzaev Anatoliy
 
       Вернувшись после окончания академии в Саратов, я понимал,  
 что должен теперь создать что-то свое, что-то совершенно новое.  
 Я знал, что вписаться в художественную среду мне будет  
 непросто, что будет со стороны некоторых коллег и неприятие,  
 так как по-прежнему была живучей "ходульная мысль" о том,  
 что чем ниже образование, тем выше искусство. Зачем, мол,  
 академии кончать, если у нас есть Коля, Петя, Ваня, которые  
  нигде не учились, а пишут великолепно.И действительно, среди некоторых саратовских художников, не блещущих  
образованием, встречались удивительные таланты. Но я и 
тогда был глубоко  убежден,и уж тем более теперь, 
   что художнику надо обязательно учиться не только 
мастерству, но и умению понимать и видеть  
 жизнь народа. Но к этой мысли я пришел не сразу... 
Pik4Uzaev Anatoliy
 
 Одно время, еще учась в академии, мне,как и многим другим, хотелось быть модным, богемным, тусовочным, но это прошло  
 не только в силу возраста, но и духовного роста. К концу  
 учебы в академии было уже просто неприличным и перед  
 любимым профессором, и перед художниками, знавшими меня  
 в Москве и Питере, лихо заламывать берет на голове и щеголять  
 ухоженной  бородкой.Все это я убрал, как содрал и эффектно перекинутый через  
плечо  шарфик. Поэтому очень скоро я  
 обрел внешний вид обычного, нормального человека и даже  
 этюдник стал прятать в спортивную сумку, чтобы не было  
  видно ,что я художник.  Надо сказать, что наша профессура все  
  эти новации в нас хорошо понимала и относилась к нам, как  
 к детям, которые должны этим переболеть.  
 
 
 
Потом пришло увлечение абстракционизмом, который меня  
 поразил своей смелостью и раскованностью, но вслед за этим  
 пришло и какое-то внутреннее озарение, что все это не то, что  
 настоящее искусство идет от жизни народа, которую надо знать  
 и постоянно изучать. Мне было уже за тридцать, когда я это  
 понял, а ведь мог бы к этому придти намного раньше... 
Павлу Петровичу Чистякову - замечательному русскому живописцу и рисовальщику принадлежат такие  
   слова:"У художника наступает время, когда надо взять в руки  
        маленькую кисть и набраться большого терпения".
Pik3Uzaev Anatoliy
 
 
     И вот  однажды, вспомнив эти слова,  
       я испытал странное чувство:  
        передо мною возникли вдруг воспоминания о жизни в  
      Хабаровске, пленные японцы, конец войны, возвращение  
       людей к земле, в родные семьи невозвращение погибших героев. Именно об этом и  стала моя первая  серьезная 
      картина, которуя   я назвал "Возвращение пахарей". 
        Главные персонажи этого полотна - старик-партизан 
       и его внук, которые только что вышли  
         из лесов  и оврагов и , восхищенные свободой и широтой  
        родимых просторов, в благодарном восторге развели руки  
         в стороны, так естественно и просто выражая свои чувства  
          победителей и хозяев родной земли. Между тем в картине нет  
          среднего звена, нет героя, который погиб в боях. Таков был  
         замысел. В этой работе я, изо дня в день живя жизнью моих  
         героев, был неприклонен и требователен к себе, добиваясь  
         задуманного. Одним словом, я взял маленькую кисть и  
           набрался большого терпения. 
 
          
 
 
  Впоследствии меня не раз упрекали за то, что у меня, якобы,  
           пропал в этом полотне элемент красоты в живописи. Но это  
           неверная оценка. Красота есть, но ее надо увидеть, понять и  
           почувствовать не в отрыве от общего замысла и сюжета, а  
          именно в нем. Мне одного эстетического восторга  
в живописи мало, мне нужно,  чтобы моя картина несла  
           социальную и нравственную  нагрузку. 
           живописную я сознательно убрал. Моя живопись в этой работе  была пепельно- выцветшая и как бы идущая от самой  
             жизни этих  людей.Ну, спрашивается,  каким красивым  
           может быть пожилой  партизан, который несколько 
              лет подряд живет и прячется    по лесам, воюя с врагом?  
          Естественно, что на нем видавшая  
             виды шинель, естественно, что у него седая и обгорелая в кострах    борода. 
            Рубаха и брюки - тоже сильно выцветшие  и словно бы  
             выстиранные временем и солнцем, дождями и ветрами. Ну 
какая, спрашивается, здесь может быть чисто внешняя  
              живописная красота! Тут должна быть предельно честная  
             жизненная фактура, причем во всем, даже в пейзаже.
 
 И вот за такой подход меня как раз и упрекали.  
 Но Моисеенко картина понравилась, и мне он однажды сказал:  
 "Ты знаешь, Толя, теперь у тебя начнется новый виток, а это  
 значит, все будет так, как будто ты вновь начинаешь и  
 открываешь себя как художник".  
     Так оно и случилось. Моисеенко словно в самый корень моей  
 творческой судьбы сумел заглянуть.  
     В Саратове я остро почувствовал и понял, что мне предстоит  
 все начинать сначала: разрабатывать свою тему и завоевывать  
 социальный статус. И это правильно. Я считаю, что без этого  
 просто нельзя стать художником. Конечно, есть богема со своими  
 взглядами, представители которой бравируют видимой  
 свободой и независимостью по принципу:"Что хочу, то и ворочу".  
 Кому-то это, может быть , и надо, но это уход от реальностей  
 жизни, от ее глубинной сути и правды.Нельзя считать себя  
 художником, пренебрегая знанием того, как и чем живут другие  
 люди, и ударяясь только в формотворчество. Я придерживаюсь  
 совершенно другой позиции. Для меня всегда важен  
 изображаемый мною герой. Я одно время очень многому 
 научился у Василия Шукшина. Герой у него, как правило,  
 неудачник, который из велосипеда, например, пытается сделать  
 "перпетуум-мобиле". Пусть у него ничего из этого не  
 получилось, но но мне дорог сам азарт поиска, порой  
 необразованного, но искреннего и цельного человека. Об этом  
 же я пытался сказать и в картине "Зов". Что в ней главное?  
 Конечно же, человек. Человек, который сам себе придумал  
 механизм и сам себя пытается им поднять. Этот Ваня из  
 деревни вбил себе в голову несложную вроде бы идею: если  
 он сам себя не поднимет, то тогда его тоже никто и никуда не  
 поднимет. Когда я картину"Зов" показал в Москве, то услышал  
 такое мнение:"Ну что за веревочки у него!Все какие-то  
 тоненькие и ненадежные. Они же вот-вот порвутся, и он опять  
 упадет". А я в ответ говорил:"Ничего, может, и порвутся, но он  
 обязательно встанет и другую веревку возьмет..."  
  И встанет человек, и    взлетит, естественно, с моментами  
 падения и драмы, потому что взлет всегда предполагает падение.  
    Эту же философскую идею продолжила картина  
 "Над обрывом". В ней мой герой изобрел некое подобие  
 дельтаплана, с тем чтобы взлететь. Но крылья этого летательного  
 аппарата оказались шире ворот, из которых он должен был  
 взмыть над обрывом.
 -Эта ваша работа как-то связана с "Красными воротами"?  
     --Это и есть "Красные ворота".  
     - Что касается выставки с одноименным названием  
      "Красные ворота", то я слышал что вы хотите сделать ее  
      ежегодной. Расскажите о концепции этой выставки и  
      критериях подбора ее участников.  
     - Мой триптих называется "Красные ворота"не случайно.  
       Мне нравится сама идея, о которой я много думал, прежде чем  
       решиться на ее воплощение . Конечно, может быть, она  
       немного "самопальная":вот ворота, вот силовая  линия ворот,  
        за воротами дом, страна - это все здесь, а с той стороны -  
         соседи, другие нравы и обычаи, другая строна, короче говоря,  
         совсем другая земля. Вот это и есть силовая линия, через  
        которую возвращаются с войны или не возвращаются, уходит  
        невеста, приходит невеста, ходят на работу и так далее, - одним  
        словом, все,как в жизни. Главная моя картина из этого триптиха  
        так и называется "Красные ворота". На ней часть людей ворота  
       открывает - это те, которые считают, что в мир надо выходить,  
        а не сидеть, взаперти ото всех, на своем дворе; а другие люди-  
        те, что с обратной стороны, говорят, что не надо в мир выходить,  
        что и без    него можно обойтись, и закрывают ворота.  
        Таким образом, обе группы людей противостоят друг другу;  
        одни открывают ворота, а другие изо  всех сил их закрывают.  
         Когда меня спрашивают:"Это что же у вас ворота на картине?  
        Почему вы их назвали  "красными", в то время как они у вас  
         какие-то разваленные?", то я отвечаю :"А это они такие от  
        постоянного хлопанья дверьми, потому что люди никак не  
        могут решить для себя, как им жить: то ли открыто, то ли от  
        него отмежеваться".  
        -  Какой символ вами заложен в самом названии  
        "Красные ворота"?  
          - "Красные ворота"-понятие языческое."Красные " они не  
            в смысле цвета, а в том смысле, что это "основные,  
          главные ворота" 
 
-Анатолий Васильевич, как вы считаете, есть ли у современной  
 русской живописи достоинства, могущие повлиять на развитие  
 мирового изобразительного искусства? И еще, какое состояние  
 переживает сегодня изобразительне искусство России - спад,  
 подъем или ровное течение?  
  - Я бы сказал так, и не спад, и не подъем, а ровное осознание  
  ценности российского  изобразительного искусства. Подъем  
 был у нас в семидесятых - восьмидесятых годах, когда  
 галерейщики приезжали сюда со всего мира и мешками  
 скупали за бесценок бесценные творения современных  
 русских художников, а потом на аукционах Европы и Америки  
 зарабатывали на их перепродаже бешеные деньги. Сейчас  
 этот бум прошел, но главное - замечательная живопист  
 современных российских мэтров живописи. Многие из этих  
  работ я видел, когда был на выставках в Германии,Италии... 
 
 
-Это сложный вопрос. Но скажу так: саратовские художники  
 мне нравятся в целом , без персоналей. Выдергивать кого-то  
 в качестве образца или особо яркой фигуры я не стану. Мне  
 бы очень хотелось, чтобы бацилла противостояния друг  
 другу разных школ и направлений не вошла в хороший и ,  
 в общем-то, здоровый организм современной саратовской  
 школы живописи. Хотя известно, что эта школа больше  
 пейзажная, поэтому мастера сложных сюжетных полотен и  
 композиций, или "картинщики", как их называют, с трудом  
 приживаются здесь. 
 
Что поделаешь, так уж получилось и существует очень  
  давно. У нас попрежнему в пейзажах царит примат воздуха,  
  такого пепельно -солнечно-серебристого. Волга иее  
   изменения от солнца, закаты, туманы и так далее. Кому-то  
   всего этого хватает и он этим довольствуется, но я -  
  "картинщик" по природе своего дарования, поэтому мне  
    поначалу было очень нелегко здесь адаптироваться.  
     При этом не скажу, что меня грубо отторгали, но тем не  
     менее и по сей день считают творчество мое несколько  
     инородным. Но я думаю, что каждый художник имеет  право  
    на свое собственное мировозрение и изобразительный мир. 
 
 Ведь традиции не есть подражание старым достижениям;  
      наоборот, они куются ежедневно и ежечастно в творческих  
     мастерских. И когда мы говорим о традициях, то это не  
     что-то мертвое, а ежедневный труд, ежедневные новации,  
     поиск и находки, мучения и переживания.  
        В свое время олицетворением нашей шивописной  
      школы были такие разные художники, как Петров-Водкин,  
      Борисов-Мусатов, Уткин и Кузнецов, но ведь все они были  
     прежде всего новаторами, идущими от природы своего  
     таланта и своей человеческой натуры, а не эпигонами чужого.  
   Однако это понимают далеко не все. Сколько  времени  
    прошло, а мы по-прежнему танцуем все от той же печки.  
           Эмилю  Арбитману принадлежит отличная фраза:  
     "Традиции - это не убежище, а трамплин!"  
       Мне кажется, что умнее и современнее этого ничего  
     не придумаешь. 

    Вел беседу Александр  Гнутов  
 

 
 
 
 
home grafika  painting  fotosalon folkart  litsalon  museum links
 
 
                                                 Copyright  2004-12. All rights reserved.Viktor Stepanov
 

Hosted by uCoz