СОЛЯНОВ
Владимир Алексеевич 24. 05. 1927, Саратов Живописец, график В 1942-1947 учился в СХУ, в1955 окончил
|
Участник городских областных, республиканских,
международных и зарубежных выставок. Автор ряда персональных выставок, в том числе в СГХМ. Работы представлены в собраниях СГХМ, музеев Саратова и области, в частных коллекциях России и за рубежом. |
13 февраля 2008 года - «вертикальные плоскости
можно толковать как власть, а горизонтальные – как общество».
Для Солянова оппозиция вертикали и горизонтали
лежат в координатности «земного-небесного» или «человеческого-универсумного».
Если мы представим две зеркально-симметричные параболы, смыкающиеся в точке
«горнего пика» на вертикали, то увидим: чем по вертикали «ниже», «корыстнее»,
«физиологичнее» отметка запросов человека (и художника тоже) к своему внутреннему
миру, тем обширнее по горизонтали представляемый им слой общества. И наоборот,
чем эта отметка «выше», «бескорыстнее», тем такой слой уже, уменьшаясь
до самых маленьких групп и отдельных личностей.
И часто художник, занимающий на культурной вертикали
высшую точку, оказывается в окружении, равном нулю. В социуме его совпадение
с вертикалью земля-небо – знак трагического «одиночества» и того, что культурно
его искусство измеряется уже не «обществом», а энергиями Универсума. Но,
если мы перевернём такой «график», поставим его на острие пика, то художник
в этой точке центральной вертикали распространится вширь до сущностной
однотипности со всеми людьми. То есть художник, аппелируя не к сознанию
индивида, а к его надличным сферам, к сознанию всеобщему, распространяется
вширь до сущностной однотипности со всеми людьми, здесь стирается привычная
субъектно-объектная граница: с «я не он», на «я – это он». Если бы эта
«эстетическая утопия» превратилась в действительность, то мы бы получили
«артистическое человечество», а жизнь превратилась бы в универсально-бескорыстное
искусство, ничего общего не имеющее с теперешним эстетски-профессиональным
изоляционизмом.
Для Ситникова, тоже пользующегося конструктивистским
и супрематическим языком авангардных течений начала ХХ века, геометризация
«стала инструментом, создающим состояние отчуждённости и дистанцированности»,
«оболочкой, в которую упакована начинка советского», которую он (Ситников)
в этой «безопасной капсуле» отсылает «в иные измерения, например, музейные».
Солянов ни с чем не боролся, он обнаруживал, собирал себя, собирал мужество
быть собой, стоически держался Вертикали Универсума.
Владимир Алексеевич Солянов – художник Пути,
именно так – Пути с большой буквы. Пути не как движения по временной горизонтали
человеческой жизни, а Пути как духовного восхождения по вертикали спектра
сознания. Станковая графика часто предваряет «живописные переходы» художника
по этой «лестнице» от одной «эволюционной» ступени к другой, именно в графике
идёт поиск и цветовой композиции и линейной структуры в совокупности, как,
например, в геометрических абстракциях последних пятнадцати лет, где живопись
и графика уже сосуществуют нераздельно.
Возможно, в решении впервые показать в большом
ретроспективном объёме графические листы, а не живопись, мастер руководствовался
тем, что этот перенос интуитивного внутреннего импульса, к которому он
так чуток, на бумагу, более адекватен в силу технических возможностей графических
средств, дающих большую свободу для «нащупывания» этого импульса.
А вообще, зритель поймёт картины Солянова в тот
момент своей жизни, когда ему нечего будет говорить: «немое послание лежит
вне наших разговоров», и в этом – его главная ценность.
В.И. Бородина
Источник информации: Сайт"Новости
Радищевского музея"
home | painting | grafika | fotosalon | folkart | litsalon | museum | links |