Саратовский модерн |
Дом
с изразцами
Особняк Ф. А. Сатова. Особняк К. К. Рейнике Доходные дома Пташникова Крытый рынок Саратовский университет |
Ю. Н .Терликов Городская электростанция. Улица Большая Казачья, 110 |
Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего
расцвета, пустил корни в России повсеместно, впитывая национальные, местные
традиции.
Помимо Москвы и Петербурга он успел наложить
заметную печать на архитектурный пейзаж таких городов как Одесса, Пятигорск,
Самара, Нижний Новгород и Саратов.
Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных
типов архитектуры «нового стиля» был доходный дом, а в москве, по традиции,
ведущим остался частный особняк, то в Саратове модерн преуспел в возведении
крупных общественных зданий: торговых домов, контор, типографий, банков,
которые отличались от особняков и других камерных построек масштабами
и характером архитектуры.
С конца XIX в. Саратов активно развивается, по
численности населения — это третий город россии в ее нынешних границах,
после Петербурга и Москвы, крупный торгово-промышленный центр Поволжья.
Архитектура стала пространством для многообразно и сложно развивающейся
жизни Саратова рубежа двух веков. Вместе с ростом города росли и его архитекторы,
среди них были приверженцы петербургской, московской и некоторых других
школ, местные и приезжие из других городов, последовательные проводники
стиля и мучительно ищущие себя в творчестве.
Вот несколько имен из числа талантливых и плодотворных
зодчих, работавших в Саратове с конца XIX века: Пётр Зыбин, Василий Люкшин,
Юрий Терликов, Мечислав Пульман, Семен Каллистратов, Владимир Карпенко,
Карл Мюфке.
Здания эпохи модерна в Саратове являют зрителю
своеобразие творческого почерка каждого из этих мастеров. Талантливый зодчий
К.Мюфке обогатил губернский город двумя высокохудожественными архитектурными
ансамблями Императорского университета и Клинического городка в стиле позднего
модерна. В Саратове сложилась своя система: модерн-классицизм, сохраняющая
налет присущей Саратову «классичности». Ее выразителями помимо К. Мюфке
стали такие зодчие как с Каллистратов и В. Карпенко. Каллистратову принадлежат
такие классические работы в этом направлении, как женская гимназия Куфельд
(Первомайская, 75), гостиница «Астория» (пр. Кирова, 34). По проекту В.
Карпенко было построено здание для филиала Санкт-Петербургского ломбарда
на Немецкой улице (Кирова,29).
подлинным украшением, ярким бисером на архитектурной
ткани города рассыпаны саратовские особняки эпохи модерна. Открываешь их
почти всегда неожиданно в тихих, зеленых кварталах, среди монотонно дремлющей
застройки. По этим зданиям можно проследить становление композиционных
и декоративных приемов в архитектуре модерна. Шедеврами «чистого» модерна
в Саратове являются особняки К. Рейнеке (Соборная,22), Э. Бореля (Волжская,22).
Чертами модерна отмечены и многие другие, более
скромные здания, еще сохранившиеся на улицах Саратова. Это не уникальные
(как дома Рейнеке, Шмидта, Бореля, Скворцова), но достойные, цельные в
стилевом единстве и сохранившие первоначальный замысел здания. Вот некоторые
адреса: улицы Дзержинского, 8, Провиантская, 13, 14,15,21, Чапаева, 73,
пр. Кирова, 25, Вавилова, 16, Т.Шевченко, 26, Вознесенская, 33, Московская,
116. в этих домах, спроектированных обычно местными известными (и не очень)
архитекторами, Модерн предстает не во всем последовательным, как в трех-пяти
уникальных произведениях, но всегда изобретательным, талантливым и живым.
В каждом из них обязательно есть своя изюминка. Одно здание удивляет прекрасной
декоративной оградой, другое — совершенством лепного орнамента и причудливым
декором, третье — изысканным витражом.
Прошло почти сто лет с той поры, когда закатилась
звезда модерна. Канул, ушел в сон мир русского модерна, с его чувством
прекрасного, с его утонченными переживаниями. Но оказалось, что эти болезненные
на вид, слабые болотные цвета и растения, ставшие символом модерна, воплощенные
в металле и камне, живучи, пережив войны, катастрофы, отрицание, модерн
вновь завладел сердцами людей, в творчестве с новой силой возрождается
интерес к модерну.
Кто знает, может быть, рожденный в канун xx столетия,
он воскреснет в XXI веке?
Автор
статьи: М.В. Провоторова
Автогараж Н.Соколова и З.Иванова Московская, 116 |
Автор композиции - саратовский скульптор Надежда Ивановна Хлестова |
Первомайская 59 |
Бывшая колбасная фабрика Кизнера и Блока Челюскинцев 58 |
Гинекологическая лечебница Улица Волжская 18 |
Гинекологическая лечебница |
Особняк А. И. Скворцова Улица Революционная ,49 |
Особняк А. И. Скворцова Улица Революционная ,49 |
П.М. Зыбин Собственный особняк Улица Кисилева, 76 |
П.М. Зыбин Собственный особняк Улица Кисилева, 76 |
В.В. Карпенко Ветеринарно-бактериологическая станция. Улиц 53 -й стрелковой дивизии, 6 |
М.А. Пульман.Доходный дом Ананьева. Улица Вольская, 97 |
М.А. Пульман.Доходный дом Ананьева. Улица Вольская, 97 |
.
Улица Болшьшая Казачья, 68 |
Особняк А. И. Скворцова Улица Революционная ,49 |
Фотографии Виктора Степанова
home | grafika | painting | fotosalon | Хвалынск | folkart | museum | litsalon | links |
Copyright 2003-12. All rights reserved. Viktor Stepanov