Basil Art Gallery Саратовский модерн
 
Дом  с изразцами  
Особняк Ф. А. Сатова. 
Особняк К. К. Рейнике 
Доходные  дома Пташникова  
Крытый рынок 
Саратовский университет
 
 Ю. Н .Терликов Городская электростанция. 
Улица Большая Казачья, 110
Стиль модерн, несмотря на кратковременность своего расцвета, пустил корни в России повсеместно, впитывая национальные, местные традиции.
 Помимо Москвы и Петербурга он успел наложить заметную печать на архитектурный пейзаж таких городов как Одесса, Пятигорск, Самара, Нижний Новгород и Саратов.
Если в столичном Петербурге одним из самых распространенных типов архитектуры «нового стиля» был доходный дом, а в москве, по традиции, ведущим остался частный особняк, то в Саратове модерн преуспел в возведении крупных общественных зданий: торговых домов, контор, типографий, банков, которые отличались от  особняков и других камерных построек масштабами и характером архитектуры.
С конца XIX в. Саратов активно развивается, по численности населения — это третий город россии в ее нынешних границах, после Петербурга и Москвы, крупный торгово-промышленный центр Поволжья. Архитектура стала пространством для многообразно и сложно развивающейся жизни Саратова рубежа двух веков. Вместе с ростом города росли и его архитекторы, среди них были приверженцы петербургской, московской и некоторых других школ, местные и приезжие из других городов, последовательные проводники стиля и мучительно ищущие себя в творчестве.
Вот несколько имен из числа талантливых и плодотворных зодчих, работавших в Саратове с конца XIX века: Пётр Зыбин, Василий Люкшин, Юрий Терликов, Мечислав Пульман, Семен Каллистратов, Владимир Карпенко, Карл Мюфке.
Здания эпохи модерна в Саратове являют зрителю своеобразие творческого почерка каждого из этих мастеров. Талантливый зодчий К.Мюфке обогатил губернский город двумя высокохудожественными архитектурными ансамблями Императорского университета и Клинического городка в стиле позднего модерна. В Саратове сложилась своя система: модерн-классицизм, сохраняющая налет присущей Саратову «классичности». Ее выразителями помимо К. Мюфке стали такие зодчие как с Каллистратов и В. Карпенко. Каллистратову принадлежат такие классические работы в этом направлении, как женская гимназия Куфельд (Первомайская, 75), гостиница «Астория» (пр. Кирова, 34). По проекту В. Карпенко было построено здание для филиала Санкт-Петербургского ломбарда на Немецкой улице (Кирова,29).
подлинным украшением, ярким бисером на архитектурной ткани города рассыпаны саратовские особняки эпохи модерна. Открываешь их почти всегда неожиданно в тихих, зеленых кварталах, среди монотонно дремлющей застройки. По этим зданиям можно проследить становление композиционных и декоративных приемов в архитектуре модерна. Шедеврами «чистого» модерна в Саратове являются особняки К. Рейнеке (Соборная,22), Э. Бореля (Волжская,22).
Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания, еще сохранившиеся на улицах Саратова. Это не уникальные (как дома Рейнеке, Шмидта, Бореля, Скворцова), но достойные, цельные в стилевом единстве и сохранившие первоначальный замысел здания. Вот некоторые адреса: улицы Дзержинского, 8, Провиантская, 13, 14,15,21, Чапаева, 73, пр. Кирова, 25, Вавилова, 16, Т.Шевченко, 26, Вознесенская, 33, Московская, 116. в этих домах, спроектированных обычно местными известными (и не очень) архитекторами, Модерн предстает не во всем последовательным, как в трех-пяти уникальных произведениях, но всегда изобретательным, талантливым и живым. В каждом из них обязательно есть своя изюминка. Одно здание удивляет прекрасной декоративной оградой, другое — совершенством лепного орнамента и причудливым декором, третье — изысканным витражом.
Прошло почти сто лет с той поры, когда закатилась звезда модерна. Канул, ушел в сон мир русского модерна, с его чувством прекрасного, с его утонченными переживаниями. Но оказалось, что эти болезненные на вид, слабые болотные цвета и растения, ставшие символом модерна, воплощенные в металле и камне, живучи, пережив войны, катастрофы, отрицание, модерн вновь завладел сердцами людей, в творчестве с новой силой возрождается интерес к модерну.
Кто знает, может быть, рожденный в канун xx столетия, он воскреснет в XXI веке?
Автор статьи: М.В. Провоторова
 
 
            Автогараж Н.Соколова и З.Иванова 
   Московская, 116
 
Автор композиции - саратовский скульптор Надежда 
Ивановна Хлестова
 
 
              Первомайская 59
 
Бывшая колбасная фабрика Кизнера и Блока 
Челюскинцев 58
 
 
  Гинекологическая лечебница 
 Улица Волжская 18
 
           Гинекологическая лечебница
 
 
 
    Особняк А. И. Скворцова 
 Улица Революционная ,49
 
Особняк А. И. Скворцова 
 Улица Революционная ,49
 
 
 П.М. Зыбин  Собственный особняк 
Улица Кисилева, 76
 
П.М. Зыбин  Собственный особняк 
Улица Кисилева, 76
 
 
В.В. Карпенко  
Ветеринарно-бактериологическая станция. 
Улиц 53 -й стрелковой дивизии, 6
 
 
  М.А. Пульман.Доходный дом Ананьева. 
 Улица Вольская, 97
 
М.А. Пульман.Доходный дом Ананьева. 
 Улица Вольская, 97
.
 
 
  Улица Болшьшая Казачья, 68
 
Особняк А. И. Скворцова 
 Улица Революционная ,49
   Фотографии Виктора Степанова
 
 
home  grafika painting fotosalon Хвалынск folkart museum  litsalon links
 
                Copyright  2003-12. All rights reserved. Viktor Stepanov
 

Hosted by uCoz