Мещеряков
Евгений Константинович 15 июня 1949. Правда, Сахалинской обл. Живописец, график. Участник городских, областных, региональных, международных выставок с 1974. |
- Евгений Константинович, когда вас заметили
на выставках другие художники?
- В то время, когда я работал в Худфонде при Союзе художников на улице Рахова , 137, в Волгограде проходила Всесоюзная художественная выставка, куда попала моя графика на военную тему. Среди известных саратовских художниковпервыми мои работы заметили Валентина Михайловна Челинцева и Нина Петровна Семенова, и это было с их стороны благожелательное внимание - как раз то, в чем я нуждался. С тех пор, несмотря на сложность отбора работ на выставкоме, я участвовал практически во всех областных выставках. |
- Вы долго оставались
верным военной тематике?
Ну нет. Война- не для меня. Представления о военном деле ограничивались службой в армии. Словом, в творчестве возобладала жизнь - красивая жизнь в полном понимании: цветы, интересные женщины, собаки. И сразу же наметился переход от черно- белой графики к живописи. Но окончательного разрыва с графикойц не случилось и до сих пор. А начал я с оформления книг. Помню свою первую работу в Приволжском книжном издательстве- сборник документальных рассказов на криминальную тему. Потом оформлял книгу "Записки начальника штаба", "Парашютисты"... Если честно, занимался этим ради престижа и заработка. Другое дело "Красная книга Саратовской области". В ее оформлении я принимал участие в числе других саратовских художников. Здесь уже требовалось особое мастерство - умение выполнять академический рисунок. Моя доч Юля тоже участвовала в этой работе. |
- Долго ли продолжался
поиск своего лица в живописи?
Сразу ли ваши работы стали узнавать по почерку? - Сначала я " плавал" в различных художественных течениях. Но довольно быстро понял, что по духу мне все-таки наиболее близки французские импресионисты. Стал больше доверять впечатлениям, внезапному восторгу от увиденного, услышанного, прочитанного, будь то вид природы, внешность человека, музыка, поэзия. Например, одна из моих последних работ с простым названием "Букет" началась с того, что в пасмурный серый день навстречу мне шла рыжая девушка с ярким букетом цветов. Получилась живописная композиция. И так бывало нередко. Почти все мои работы основаны на впечатлениях. |
- Женские портреты и ню тоже от впечатлений?
- Нет. Это живые люди. Среди прообразов моя жена Наталья. Явно или неявно она присутствует в любом женском образе. В этом смысле она - единственная. - Чего нам ждать от самых свежих впечатлений художника Мещерякова? - Летом мы отдыхали с женой, дочкой и внучкой Елизаветой в Сочи. Погода отвратительная, волнения моря 5 баллов. Отправились на озеро Рица. В горах мы были впервые, и они нас поразили. У нас с Юлей было желание остановиться и взяться за кисти. В самом деле , оказывается, лучше гор могут быть только горы. Все вызывает там эмоции превосходной степени : облака, созревающие прямо на глазах, краски, линии, головокружение от увиденного , непрерывное восхищение. |
- Евгений
Константинович,вы не раз говорили, что
по-настоящему известным художником, в том числе за рубежом, вас сделала собака Вы шутите? - Нет, не шутил. Шестимесячным щенком я привел ее в дом -эрдель-терьера Яртану -Стайл с хорошей родословной. И она даже превзошла по экстерьеру своих родителей. Конечно, Яна сразу стала моей музой. Работы с ее изображением первыми попали в США, куда меня пригласили кинологи из нью-йорского клуба эрдель-терьеров. Это был ответный визит саратовских кинологов - первый в своем роде случай в России, а для меня- первый случай продажи художественных произведений за границей. Потом поступали заказы от американцев на собачьи портреты. Знаете, все-таки совсем другая жизнь у людей и собак за бугром! |
После Яны сейчас у меня третий эрдель. Жена приводит, не
может равнодушно пройти мимо одинокой собаки. Но первая любовь - моя Янка, медалистка, охранница, лучшая в городе охотница за кошками. - Видимо,"собачья тема" остается, судя по выставкам, открытой: сначала были портреты, потом зрдели в жанре волжского пейзажа, а на последней персональной выставке в музее Федена собака уже часть городского ландшафта... -Это часть меня самого в моем городе. Мне жалко братьев наших меньших , стыдно, что по нашей вине они вынуждены жить в неволе, на асфальте, в бетонных коробках. Мы же делаем их жертвами своей любви. Собаку надо заводить, когда есть условияи чувство большой ответственности перед ней. В Штатах эрдели живут до 18-19 лет, а у нас едва дотягивают до 9-10,- говорю вам как отпетый собачник. |
Все это грустно и достойно
уважения, но позвольте вопрос из
области взаимоотношений с коллегами. Известно, что вы человек абсолютно неконфликтный. Знакомы ли вам ревность к творчеству, зависть к чужим успехам? Не секрет , что многие не скрывают этого. - Даже не ожидал такого вопроса. Нет, не знакомы мне такие чувства. Успехи наших художников меня всегда радуют. Даже так: я много выезжал на выставкомы в другие города и был горд за Саратов, когда отмечали высокий уровень нашего изобразительного искусства, нашей саратовской школы, пусть, допустим, мои работы при этом не прошли отбора. Другое дело конкуренция. Да, она есть.Но в России конкурируют все-таки работы, а за рубежом - имиджи. - Многие волжские места ваших пейзажей узнаваемы. Какая часть Волги для вас особенно привлекательна? - Так называемая "Собачка".Там я с удовольствием пишу с натуры Вообще мы с художником Александром Богатовым, моим другом, много путешествуем по Волге. Особенно хороша Волга осенью - краски такие звонкие, веселые, что художник может похулиганить на холсте. |
Но любимый жанр -
натюрморт. Старинные вещи меня
на холсте не привлекают. Фрукты- совсем другое дело. Они дают тепло, и очень приятно писать их зимой. Интересно, что сейчас зимой можно купить любую южную экзотику, напоенную солнцем, а потому время написания не имеет особого значения. В новой мастерской будет еще приятнее зимой ставить натюрморты с папайей, бананами, манго, другими плодами юга ( здесь я не патриот), ведь я так устал в Песковском от искусственного света. |
- Самое любимое ваше
собственное произведение
уже написано? - Здесь я, пожалуй, вечный ученик. Всегда недоволен собой, всегда хочу лучшего результата. Стараюсь, чтобы работы побыстрее уходили из мастерской. Я противник накоплений: что прошло то прошло. Не люблю оглядываться назад. А потом, у меня есть дочь: она как художник пойдет дальше меня и сумеет выразить то, что я не смогу или не успею сказать в искусстве. Горжусь ею. |
- Кроме работы в мастерской у вас есть постоянная
должность в музее Федина. Не мешает ли одно другому? - Работать в музее интересно. Это все равно , что получать высшее образование. Нередко держу в руках подлинники и испытываю трепет. Нравится делать экспозиции, знакомиться с раритетами. Фединский музей - особая тема разговора. Часто ловлю себя натом, что работая там, как бы отдыхаю после работы в мастерской . У холста чувствуешь себя гораздо напряженнее. А в музее и интеллектуальное общение, и новая информация, и импульсы для будущих своих работ. Не случайно все мои персональные выставки прошли именно здесь. Феденцы давно славятся искусством открывать новые имена. И мое тоже открыли именно здесь. Беседовала Наталья Проскурякова |
home | painting | grafika | fotosalon | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2004-12. All rights reserved.Viktor Stepanov