Лапаксин
Геннадий Ивановитч 27. 12. 1942, с Меловое, Саратовская обл В 1975 окончил Саратовское художественное училище им.А.П.Боголюбова. Член СХ(1997). Участник городских иобластных выставок. Картины выставлялись на аукционах << Кристи>> в Англии и Италии (1992, 1993). Работы представлены в частных коллекциях России и за рубежом. |
|
Мастерская
Геннадия Лапаксина расположена, можно
сказать,на самом чердаке -"подловке", как говорят в моем родном Красноармейске (по старому - Бальцере), к коему мой собеседник имеет также самое прямое отношение - родом из этого же района. Через проделанное в крыше новенькое окно-"фонарь" льется прозрачный мартовский свет, окутывая голубоватым полумраком стоящие на стелаже картины, мольберт с незавершенным этюдом. В эту светлую и чистую комнату, которую он любовно обустроил своими руками, художник переехал сравнительно недавно.А до этого многие годы ютился, вместе со своими собратьями по кисти, в мрачнватом подвальном помещении одного из старых домов по Песковскому переулку. |
- А знаешь, Геннадий, мне вовсе не показался таким уж
необычным тот облик Волги, что так поразил посетителей твоей первой персональной выставки в 1997 году, - продолжаю я начатый разговор. - Ведь, как помнишь, некоторые даже отказывались верить, что это Волга. В самом деле, эти высокие, каменистые берега, захватывающая дух крутизна утесов... Эти испещренные глубокими оврагами, словно древними морщинами, голые каменные массивы, что на Волге метко прозвали "лбищами"... - Да,Волга, можно сказать, меня опрокинула, - задумчиво говорит Геннадий Иванович. - А произошло это сразу, в одно мгновение, когда мать из детского дома, распологавшегося в лесу за станцией Вертуновская Пензенской области, после 13- летней разлуки привезла меня в Саратов. Это было впечатление какой - то необычайной широты и необъятности , когда небо и вода сливаются воедино, простираясь до каких-то звездных космических далей. Но ведь это совершенно реальные, а не космические очертания. |
Родное село Лапаксина - Меловое Красноармейского (бывшего Золотовского)
района лежит между двумя огромными "лбищами". Именно отсюда пошли его детские
представления о том вздыбленном высоко поднятой линией горизонта, исполосованном
глубокими трещинами оврагов мире, который затем
"весомо,грубо,зримо" войдет в картины. К главной своей теме - "теме оврагов", как он сам ее называет, художник шел довольно долго и трудно. Страшила неохватность, почти космическая беспредельность открывавшихся его взору волжских ландшафтов и одновременно - явная несоизмеримость этого мира с тем, что удавалось запечатлеть на крошечном кусочке холста. |
Как признанный мастер пейзажа Геннадий Лапаксин, очевидно,
начался тогда,когда увидел что-то "космическое" в в привычных очертаниях волжских берегов, что сразу определило некий торжественный, монументальный настрой его полотен, который выступил рука об руку с мягким лиризмом, приглушенным звучанием подбираемой цветовой гаммы. Именно этим сочетанием, казалось бы, разнородных начал он вздохнул, что называется, душу живу в свой пейзаж.А дальше все уже было, как говорится, делом техники. При этом легко заметить, что в своем пейзаже Лапаксин упорно избегает каких-то жгучих, кричащих красок. |
В самом деле, картины Геннадия не обладают, так сказать,
броской внешностью. От них веет скорее спокойствием и сосредоточенностью:темные бревенчатые избы на фоне подтаявшего мартовского снега, осенний куст, мягко отороченный желтеющей травой, тропинка, убегающая в заснеженное поле.... "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..." Слушая обстоятельно продуманные, всегда взвешенные высказывания Лапаксина, я не раз думал: не от них ли проистекает несомненное философское звучание его пейзажей, если можно употребить это выражение в отношении к живописи. |
Природа у Лапаксина как бы углублена в самосозерцание,
исполненное сознанием собственной красоты и мощи, предстает перед нами одухотворенной - чувствующей и даже мыслящей. Есть люди, которые живут на Волге, но ее не видят. С годами, правда,сомневающихся заметно поубавилось. И теперь вряд ли кто рискнет сказать, что такой Волги, как в пейзажах Геннадия Лапаксина , в природе не существует. Так что и в пейзаже художник может опережать время, подмечая в природе нечто такое, что многим в том числе и художниками, попросту не видится.
ОЧАРОВАНИЕ РУССКОГО ПЕЙЗАЖА
|
home | painting | grafika | fotosalon | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2004. All rights reserved.Viktor Stepanov