Котов Александр Петрович
17 июня 1940 ,Междуречье, Саратовской обл. Живописец ,Учился в СХУ на живописно - педагогическом отделении ( 1963-1968) у В.А.Белоновича. Работал художником в кинотеатре ''Саратов" (1975-1980) |
Требования выставкомов ориентировались на «социальный заказ»: сюжеты революционные, фронтовые, производственные, если портрет – то образы героев войны или передовиков, а в пейзаже – индустриальные мотивы (дымящие трубы заводов, огромные стройки, линии высоковольтных передач и т.д.). Писались и лирические пейзажи, декоративные натюрморты, психологические портреты, но крен был явно в сторону героических и производственных сюжетов. И выбор начинающих живописцев был предопределен. Долгие годы иные из них, «наступая на горло собственной песне», натужно овладевали канонами блаженной памяти социалистического реализма, а не выработкой неповторимого голоса в искусстве. Многие из молодых художников 1960-1980-х годов тормозились на оформиловской «заказухе», отнимающей силы и время у творчества.
Не избежал этой судьбы и Александр Петрович Котов. Родился он в 1940-м году в деревне Вольского района в крестьянской семье. Любовь к рисунку проявилась с детства. Отец, заметив это, повез его на телеге в райцентр – показать «настоящих художников». Они расписывали фойе кинотеатра, показывали и свои копии с Айвазовского и Шишкина. Впечатление было огромным: подростку казалось, что так работать он никогда не сумеет. И все же в 1956 году Александр пытался поступить в Саратовское художественное училище. Подготовка была слабой, и он провалился. Пришлось учиться в школе киномехаников, надеясь, что когда-нибудь ему доведется рисовать афиши. До призыва в армию он работал по этой специальности в селе Покурлей Вольского района. Здесь в школе размещался уникальный музей подлинных произведений самаркандских художников, учеников покурлейского уроженца Николая Линькова, что укрепило интерес Котова к живописи.
Армейская служба неожиданно тоже способствовала этому: среди сослуживцев оказались выпускники художественных институтов, которые «натаскивали» его на требования к поступающим. Служил он недалеко от Ленинграда, работал художником, фотографом и киномехаником в клубе, имея возможность по выходным бывать в музеях, осматривать памятники и загородные дворцово-парковые ансамбли, что расширяло его эстетический кругозор. Отслужив, стал студентом Саратовского художественного училища. Его единственным преподавателем рисунка, живописи, композиции и технологии материалов был Владимир Антонович Белонович, о котором художник вспоминает с большим уважением. Заметную роль в воспитании учащихся играл молодой педагог Руслан Лавриненко, приобщавший их к классической музыке и театру.
Не сразу по выходе из училища началась его творческая работа. Жизнь заставляла думать о хлебе насущном. Долгие годы он был оформителем в тресте «Железобетон», Учебно-курсовом комбинате, а с 1975-го – в кинотеатре «Саратов», совмещая последнюю должность с работой в Худфонде, где и познакомился с уже состоявшимися живописцами. Именно тогда Александр и потянулся к настоящему творчеству: начал писать натурные этюды в окрестностях Саратова. Большое влияние на него оказал в те годы И.М. Новосельцев. Он не только пытался ободрить младшего товарища, но и проницательно обозначил преимущественно лирический склад его дарования. С 1980 года Александр Котов стал главным художником Дворца культуры завода «Техстекло», где 15 лет бессменно руководил взрослой и детской художественными студиями, а с 1995-го – студией клуба «Романтик».
В 1997 году Котов стал членом Союза художников России. Его полотна регулярно появлялись на областных зональных, республиканских выставках. На рубеже столетий он открывал ряд персональных экспозиций в Саратове и был тепло принятых зрителями. Выйдя на пенсию, «на вольные хлеба», в условиях только складывающегося и еще неустойчивого художественного рынка, Котов не потерялся, а напротив, обрел свободное дыхание: он раскрылся, прежде всего, как тонкий и проникновенный пейзажист, беззаветно влюбленный в неброскую красоту волжской природы.
В его этюдах жизнь природы дана в непрерывном движении: она дышит, пульсирует, постоянно меняется. Достоверность цветовой и пластической передачи мотива соединяется с лирической одушевленностью. Это художник, избегающий форсированной красочности, резких линий, волевой структурности композиции. Работы отличает глубокая прочувствованность мотива, интуитивное постижение его сокровенной сути. Собственное «Я» им никогда не выпячивается, оно растворено в живописной мелодии воссоздаваемого уголка природы. Его голос, негромкий, но всегда искренний, подкупает своей непосредственностью, правдой поэтического переживания мотива.
Но, быть может, не случайно художника привлекает общение с живописцами иного склада, контрастно (каждый по-своему!) дополняющими его дарование. Раньше это был Иван Новосельцев, старший товарищ Котова, затем его младший товарищ – Валерий Пустошкин. Это художники с выраженным волевым началом, прирожденные «картинщики», тяготеющие скорее к сочинению, а не импульсивному непосредственному отклику. Их влияние не могло изменить природу котовского дарования, сугубо лирического, стремящегося к просветленной гармонии, спокойной сосредоточенности на созерцании вполне конкретного пейзажного мотива. Он пишет родную природу и в солнечные дни, и в мягком пасмурном освещении, работая скорее нюансами, а не контрастными сопоставлениями цветовых плоскостей. А цельность его этюдам придает точно найденный основной тон.
В последнее десятилетие живописец становится все более раскованным
и эмоциональным. Словно с годами он все молодеет и молодеет. Цветовая изысканность
лучших его пейзажей не приедается, ибо в них правда личного переживания.
Появилось и умение персональное ощущение мотива сделать общезначимым, заставить
зрителя увидеть природу глазами художника и ощутить это видение как свое
собственное. Многие его пейзажи, казалось бы, сугубо натурные, обретают,
сохраняя свежесть непосредственного отклика, поистине картинное звучание.
И дело вовсе не в увеличении их размеров: существенной роли это, пожалуй,
не играет. Дело в смелой обобщенности формы, активной проработанности всего
холста, позволяющих достичь цельности общего впечатления, ощущения законченности
и убедительности живописно-пластического решения.
Речь, понятно, идет о лучших его работах, но ведь о художнике по-настоящему
и можно судить только по его достижениям, а не по промахам и неудачам.
Обретая свое, серьезный мастер ищет опоры в традиции. Только в координатах
той или иной стилевой системы можно выявить его реальное место в современном
искусстве.
Котова привлекает традиция импрессионистического и одновременно декоративного
пейзажа, которая имеет своим истоком живопись В.Э. Борисова-Мусатова и
замечательных живописцев его плеяды. Ее продолжением в конце минувшего
столетия стали, на его взгляд, пейзажные, интерьерные и натюрмортные светоносные
импровизации Глеба Савинова, которые кажутся ему недосягаемым образцом
и основным ориентиром собственной работы. В них он видит не копирование
натуры, а переживание огромного счастья жить в этом мире, видеть разнообразнейшие
проявления его неувядающей красоты. Такое мироощущение очень близко и самому
Александру Котову.
На его небольшой выставке, открывшейся совсем недавно в саратовском
Доме работников искусств, буквально все выступавшие дружно отмечали неувядающую
молодость искусства семидесятилетнего мастера, его расположенность к людям
и миру, неистощимое жизнелюбие и нарастающую творческую активность. И никто
даже не заикнулся о возможном подведении итогов. Ибо дарование его, по
общему убеждению, только достигло своего расцвета. Пожелаем же ему новых
свершений на нелегком, но, безусловно, счастливом пути талантливого, увлеченного
работой живописца.
Ефим Водонос
Сирень |
Тёплый вечер |
Церковь в Комаровке |
Пионы |
home | painting | grafika | fotosalon | folkart | litsalon | museum | links |