хвалынск в живописи |
Хвалынский Антей Сергей Серов. (Мысли о
творчестве С.Г.Серова в связи с его персональной
выставкой) 7.7.2011 50-летний юбилей художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) ознаменовал выставкой своего земляка дипломанта Академии художеств Сергея Георгиевича Серова (Род. 1948), чья творческая и личностная жизнь на протяжении десятилетий связана с музеем, а главное – с Хвалынском. |
Сергей Серов. |
У каждого художника есть место на земле,
к которому прикипела душа и которое становится неким прообразом мира, его символом и олицетворением. В этом смысле Сергею Серову повезло с местом рождения, он земляк самого Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Хвалынская земля дала ему редкостный вселенский символ связанности всего со всем. Наглая урбанистика «города химиков и энергетиков» Балакова, где более 30 лет живёт Серов, не смогла уничтожить эту связанность быта и бытия, идущего из его хвалынского детства. Она всегда пребывала в нём и он, может быть, безотчётно сопоставлял с ней окружающих и самого себя. И он снова и снова возвращается в свой город, обладающий магической способностью вызывать неиссякаемое вдохновение. Сергей, как античный Антей, чтобы взлететь обязательно должен прикоснуться к своей матери - хвалынской Гее. |
К.С. Петров-Водкин в Хвалынске |
Все, кто побывал в этих местах, отмечают
единение города с ландшафтом его окружающим: улочки с «утомлёнными прошлой жизнью» домиками поднимаются от Волги в горы и теряются в садах предгорий. Сам город открыт бескрайней Волге, находится как бы в центре, на покатостях плоскогорья, окружённог о«амфитеатром меловых и песчаных гор». «Сферическая» или как её ещё называют, «планетарная» перспектива К.С.Петрова-Водкина «родом» из этого ландшафта, как бы являющего на Земле символ мироздания: земной шар внутри полого шара Вселенной. Вот такой, преподнесённый природой, «наглядный урок» устройства мироздания! |
Здесь через малое можно узреть большое!
Но открывается оно тем, кто умеет видеть… Сергей умеет… Как и К.С.Петров-Водкинон взглянул на хвалынский пейзаж сверху,но Петров-Водкин один глаз поместил в ядро земное, а другой во Вселенную, а Сергей Серов смотрит на родную землю с вершины горы. («Черемшаны.Тризна» 2005). Там где у Петрова-Водкина выси безмерные, космические и глубины бездонные,земные, у Сергея Серова – дали дальние. Одна из его работ так и называется «Хвалынские дали»(2006) .Он строит свои пейзажи планами, часто сопоставляя крупные фигуры переднего плана с бескрайними заволжскими далями, как в квадриптихе «Времена года» (2005) или «Полёт архангела»(2005). |
Хвалынск. Сентябрь |
Часто в его работах слышится тоска по порушенному
быту, не избежал это порухи и провинциальный Хвалынск ещё донашивающий, хотя и в «заплатках», свой купеческий облик («Старый Хвалынск».1983). Сергей воскрешает утраченные навсегда «белые церкви», например, Казанский собор, разрушенный в 1930-е годы в картине «Площадь вХвалынске» (2006) и Хвалынский остров, остров его детства, который был затоплен в 1967 году при строительстве Саратовской ГЭС. В его картине «Реквием по Хвалынскому острову» (2005) ангелы оплакивают покинутые и опрокинутые престолы, сокрытые, как и остров, «рекой забвения». |
«Реквием по Хвалынскому острову» |
Он остро ощущает драматизм времени из-за обращенной в
руины традиционно
Его картины, по сути, «повестий культуры. о потерянном времени». Пласты реальности спрессовываются у Серова в единое многослойное житие и превращаются в палимпсест: сквозь современность просвечивае тушедшая культура. Неслучайно, художник часто использует «житийный» принцип клейм с картинами-символами культурных стилей вокруг современного «средника». Такова его картина «Безназвания» (1998), где борются светлые и тёмные силы, а «поле битвы – сердце человека» или триптих «Зима» (2000). |
Освящение источника.2007. |
Сергей через творчество пытается в наше время
деконструкции обрести потерянные смыслы в искусстве начала ХХ века, особенно в так любимом им модерне с его стилевым единством, неоклассике и исканиях Серебряного века. Он почитает школу, но он достаточно самобытен и ясно видит путь продолжения классики в современность. Сергей тот, кого хочется назвать стильным живописцем. Стиль его – в точно отмеренных художественных средствах, в почти математическом построении композиции. Словно кто-то свыше подсказывает ему, какой величины мазок ставить на полотне, какую краску взять, где действовать энергично, а где - приглушить краски, замедлить движение руки. И вскоре перед нами предстает произведение искусства, в котором все на своем местени ни убавить прибавить -., |
Все темы творчества Сергея Серова, будь то пейзаж,
мир вещей или сюжетная картина, связываются в единую композицию смыслов – человек и его связь с большим временем и культурным пространством. Таково «Возвращение» -внушительное полотно, написанное добросовестно,профессионально.Оно посвящено освещению митрополитом Корнилием креста на месте бывших старообрядческих черемшанских монастырей в окрестностях Хвалынска. Композиция многофигурная –люди разных возрастов и характеров участвуют в происходящем,но частности в картине подчинены целому – торжественности момента. |
С. Серов Дом художника В Полякова в Хвалынске |
По складу дарования Сергей Серов не виртуоз
-исполнитель,а прирождённый композитор, творящий многосложные живописные симфонии. Многие его работы нетрудно представить настенными панно(«Хвалынск. Яблочный Спас». 2003, триптих «Однажды на Волге» 1999). В них есть влияние монументального искусства, которым Сергею приходилось заниматься. Это влияние сказалось в повышенной декоративности и напряжённой эмоциональности колорита, уплощённости объёмов или резко ограниченному локальному пятну, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста. |
Хвалынск. Волга. Осень |
В цвете Сергей не уделяет особого внимания
тонким проработкам.Можно сказать, что Сергей скорее рисует кистью,чем пишет.Художник работает не в цветотональном диапазоне, выявляя форму не тоном, а теплохладностью,дополнительностью колористических отношений. Живописная форма картин Сергея Серова богата театральной зрелищностью,иногда внешними эффектами,но всегда необыкновенно артистична, виртуозна,фантастически изощренна.Его картины-панно продолжают линию,введённую в русское искусство В.Э.Борисовым-Мусатовым, К.Ф.Богаевским. В картинах Серова многое почерпнуто из русского модерна, но не внешне, а по сути. Он любит разнофактурность (Натюрморт «Стекло». 2006, «Натюрморт смаской» 2005, «Натюрморт с керамикой» 2003), сложную вязь линий («Хвалынская весна» 1996. «Черемшаны. Октябрь» 2007). |
Художник Губанов |
На выставке представлены его многочисленные натюрморты Композиторское
мастерство Сергея
особенно заметно в искусно выстроенных постановочных натюрмортах,лишённых бытовых случайностей. Они объективно материальны, каждая деталь тщательно отмоделирована. Образность в них создаётся именно конфликтом незыблемой архитектоники сосудов,мебели и живой пластики спадающих тканей или изобильной орнаментики плакатов,вышивок, картин,которые он обильно использует в своих постановках («Натюрморт с плакатом». 2006, «Натюрморт «Модерн». 2001) . Но иногда ,особенно в последние годы,натюрмортами становятся живые цветы в палисадниках местных жителей, часто в этих натюрмортах можно узнать и самих хозяев, отдыхающих на скамейках или работающих в саду (Июньский мотив» 2004, «В саду» 2006). Наиболее частая «модель» цветочных натюрмортов – ирисы (Триптих «Ирисы» 1997, «Ирисы» 2004). Известно, что ирис особенно часто использовался в стиле модерн из-за своего изысканного контура, структурных особенностей, текучести линий. |
Черемшаны |
Фиалки, водосбор, люпин,качанье перьев,
бархат мантий. Но ирис боле всех любим: он - средоточье
черных магий Колорит натюрмортов разнообразен: от тёплых, ярких до холодных,но, так или иначе, во всех этих работах много бьющей через край жизни и настроения. Пластически выразительные пятна, вибрируя цветными мазками или разливаясь широкими плоскостями, создают важный пласт этих натюрмортов, выполненных на натуре. |
Яблочный спас |
Живописный строй работ Серова произрастает
из свойств его натуры. Как художник с очень развитым воображением, он сочиняет и тогда, когда работает на натуре. Увиденное осмысляется одновременно с эмоциональным переживанием, становится образом в сознании художника, обретая новые, уже чисто художественные качества . Таким образом, работы художника отличаются и бережным отношением к натуре,и очевидной условностью живописно-пластических решений. Так осуществляется связь цельного человека с окружающим миром. Хвалынская жизнь сияет на холстах Сергея Серова торжеством золотой осени, голубизной заснеженных холмов, зеленью летних лесов,наполняется кентаврами,ангелами, трубящими в трубы или бережно охраняющими тихий сон этих мест. Очарование и энергетика этого заповедного места России сохраняется благодаря преданности и любви Сергея Серова.Его ангелы и архангелы часто являются такими своеобразными «маяками» для глаза, помогающими «прочитать» протяжённость изображённого пространства. |
Прощание с веком |
Они хотя и символизируют небеса, но главная
арена их «деятельности» - земля.В них всё наполнено внутреннейтектонической силой. А если ангелы на картинах изображены летящими, то кажется, слышен шум их крыльев и трепетанье одежд на ветру в полёте. Здесь, на земле, они чувствуют себя более уютно, чем на небесах, как, например, в «Осеннем мотиве» (2004) или «Встрече»(1994). Они, скорее духи Земли,чем неба, тела их трудно назвать бесплотными, а крылья – воздушными. Неслучайно олицетворяют они вполне земные времена года. Квадриптих «Времена года» - своеобразный гимн природе и этой благодатной земле. |
Изображённые на картинах ангелы, не бесплотные
эфиры, а мощные небесные рыцари, временно спустившиеся на землю, оберегающие её. Кстати, рыцари есть и в его картине «Прощание с веком»(2000).Они в «Временах года»,сменив латы на тканные одежды, а мечи – на трубы,твёрдой поступью движутся по садам и холмам, складки их богато орнаментированных одежд подчёркивают их стать. Можно долго любоваться на кружевную вязь орнаментов на их одеждах, игру света в летних и осенних травах и цветах и линеарную вязь весенних и зимних деревьев. Картины из квадриптиха «Времена года» образуют нарядный ковёр, где переплелись цветы, плоды, ветви, узоры на одеждах. Но скрупулезная выписанность деталей в картине не самоцельна, не отвлекает от главного, но отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни. |
Площадь в Хвалынске |
Взаимосвязанность всего со всем, идущая от
хвалынских впечатлений проявилась в полотнах Сергея Серова в пересечении жанровых границ. Он нередко соединяет в пространстве одного полотна натюрморт, интерьер, портрет, пейзаж («Натюрморт на фоне пейзажа» 2004) Например, в «Автопортрете» (2001) он соединил натюрморт и хвалынские пейзажи, сцены из повседневной жизни провинциального города, расположенные, как житийный клейма вокруг натюрморта с самоваром. Зритель не сразу понимает, что автопортрет художника – это его отражение в тулове самовара. Портрет часто вбирает в себя свойства других жанров или сам вторгается в них, как в «Портрете художника А.Придворова» (2000) можно видеть натюрморт, умело составленный художником, а в «Портрете художника В.В.Полякова» (1999) – улицу осеннего Хвалынска и окрестные горы в проёме двери. |
Старый Хвалынск |
А в «Натюрморте с яблоками» (2006) здесь же рядом со столом
примостилась девочка, режущая яблоки
для сушки. Сергей настолько связан со своими земляками, с этой природой, что часто в картинах мы видим и самого художника, не просто наблюдающего за каким-то действом, но участвующего в нём. Зритель узнает Сергея в одном из мальчиков в картине «Из детства» (2005), или в одном их участников демонстрации в картине «Площадь в Хвалынске» (2006) или среди паломников в ритуальном освещении поклонного креста в «Возвращении» и, конечно, в одном из рыбаков в «Чудесном улове» (2000). |
Пленер на Волге |
Таков он и в жизни – целостный, соединивший в себе
и художника, и рыбака, и музыканта, и дизайнера… Часто вдали от суетливых больших городов, в крестьянских или рабочих, привыкших жить трудно, семьях рождаются заворожено-мечтательные дети. В их по-детски безграничном мире нет изобилия благ, поэтому всё, что нарушало привычное тихое существование, подолгу переживалось. Именно эти дети, становясь взрослыми, поддерживают отзывчивую чуткость русской культуры. «Есть целый мир в душе твоей…» - эти строки Ф.И.Тютчева могли быть эпиграфом к выставке. Они перекликаются с тем, что зритель увидит,- мир чувств, переживаний, откровений художника Сергея Серова. |
Заведующая Хвалынским художественно-
мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина В.И.Бородина. Сайт "Новости Радищевского музея" |
NEXT PAGE Сергей Серов |
Home | ArtSalon | painting | grafika | Хвалынск | litsalon | Links | museum |
Copyright 2012. All rights reserved. Viktor Stepanov