История Хвалынских пленэров
В начале 80-х годов XX века четверо
молодых саратовских художников – В. Мошников., П. Маскаев, В. Апин и А.
Кондрашов – поехали на этюды в Хвалынск. Им удалось поработать так, как
хочется, в полную силу! Решили приехать ещё и пригласить друзей. Регулярными
эти поездки стали с 1988 года. За это время менялись многие действующие
лица. Бессменно ездят в Хвалынск только два художника: Павел Маскаев и
Владимир Мошников. Оба – прекрасные организаторы. Они активно учились сами,
им посчастливилось встретить учителей, определивших во многом направление
и суть их творческих поисков. Это В.Н. Челинцова, Р.Г. Берг, П.И. Басманов.
Привычка к систематическому обучению, интерес к теории искусства, поддержанный педагогами, был закреплён многолетней преподавательской работой. Отсюда – идея кружка, как бы учебной группы, поскольку так легче усваиваются многие тонкости профессии. Это они определяют главное во всех хвалынских поездках – установку на повышение пластической культуры. |
Влияние В. Мошникова и П. Маскаева,
учитывая из активность и значение в деле организации группы, можно было
бы назвать определяющим, если бы они не были бы сами столь непохожи. Но,
думается, что при всём несходстве, своеобразии каждого художника и индивидуальном
понимании задач, они одинаково ощущают вектор движения – восхождение к
духовному началу в искусстве.
Ориентир – «саратовская школа».
Диапазон духовных исканий невероятно широк. Лидером, объединяющим целую
группу по – разному мыслящих людей, может быть не только современник. Голос
учителя можно услышать и через столетие. Поиск альтернативы официальному
искусству и всем линиям, наследующим его традицию, - одна из главных проблем
художественной жизни переживаемого нами периода.
Вопросы «кем быть?» и «каким быть?»
встают перед молодыми художниками любого поколения. Сегодня растерянность
перед иррациональностью жизни заставляет нас обернуться к истории и там
искать нравственную опору.
Обращение к чистоте, правде, истине.
Вот почему устремляются художники
в Хвалынск, старый провинциальный город, словно бы застывший в прошедшем
столетии, где, кажется, не прерывалась связь времён.
Хвалынск – особое место на земле.
Он притягивает к себе людей искусства не только как родина К.С. Петрова-Водкина,
где сохранился его дом и сама природа, кажется, объясняет суть его гениальных
прозрений, но и как некая точка на земле, где человек осознаёт себя частью
космоса.
Итогом таких хвалынских пленэров
являются выставки, которые ежегодно проходят в различных музеях города
Саратова и области.
В публикации использовались материалы статьи «Притяжение Хвалынска» И.Н. Пятницыной, искусствоведа Радищевского музея.
home | Живопись | grafika | fotosalon | Саратов | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2012. All rights reserved. Viktor Stepanov