ПАЛОМНИЧЕСТВО
В ХВАЛЫНСК
"ДОМ-КОВЧЕГ" К.С.ПЕТРОВА-ВОДКИНА В.И. Бородина Филиал СГХМ им.А.Н.Радищева Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина г.Хвалынск |
У
церковных людей есть такое понятие-"намоленное место".Музейные
люди знают,о
чём это сказано.Сосредоточенные
даром посещения миллионы
людей придал^) Ясной Поляне или Спасскому-Лутовинову статус сакральных
точек России.Над
ними словно постоянный ангельскийпост. Такой
сакральной точкой является Хвалынск и его окрестности. Этот статус ему
придали в 1830-е годы монахи-старообрядцы, основавшие в этих
местах скиты,а
позже-монастыри, спасая древнюю веру и строя монастырь
прежде всего в душе,какпризывалИоанн Златоуст.Пути
достижения зтого они видели
в приоритете духовной жизни над плотской, в
постоянном самосовершенствовании на основе неизменных догматов и обрядов
соборной церкви.Отсюда
идёт одно из направленийв
русской мысли и культуре,которое
называют нравственно-эстетическим течением-
в противовес рационалистическому.
Монахи
неслучайно выбрали эти места, которые издревле обживались
человеком. Именно здесь были обнаружены останки человека древнекаменного
века и энеолитический могильник четвёртого тысячелетия до н.э.,а
в У11 в. до н.э.угро-финскими
племенами на хвалынских горах
были сооружены около двадцати городищ с мощной системой укреплений,сдерживающих
натиск скифо-савроматской Степи.Хвалынск
- это замкнутый, самодостаточный мир,живущий
уединенно на самой границе Нижней
и Средней Волги между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской
области.Но это не та окраина,где конец,а та,где начало."Посколькуцивилизацииконечны,
в жизни каждой из них наступает момент,когда
центр больше не держит...Скрепляющую
работу в подобные эпохи выполняют
провинциалы, люди окраин. Вопреки распространенному
мнению, мир не кончается на окраине.Как
раз там он раскрывается ",_
читаем у И.Бродского.Хвалынск
окружён самыми высокими в Поволжской
возвышенности горами,сложенными
из меловых пород,которые
когда-то задержали ледники, образовав коридор, по которому мигрировалдревний
человек вслед за мамонтами и другими вымершими животными
.
Это
город-чашаприрода которого сама
по себе являет некийцелостный
космос-замкнутый и сферически завершённый. Пребывание в таких сфероидных
пространствах не проходит бесследно. Помните "Сталкера" А.Тарковского?Там
есть Зона,которая
перерождает людей, заставляет их
задуматься о душе. Это фильм о том,как
человек встает на путь ведущий
к центру души, в глубины человеческой сущности. Хвалынск в каком-то
смысле такая Зона для многих духовных искателей,которые
в течение многих лет
приезжают сюда. Это "странноприимный дом"-маленькая
модель Вселенной. ЭТОТ естественный круг, созданный природой, оказывает
воздействие-"заколдовывает". Юнг писал:"В
нём /круге/ сокрыта древняя магическая сила,так
как изначально он происходит от "заповедного круга",от
"заколдованного круга",магия
которых сохранилась в бесчисленных
народных обычаях. Этот образ имеет явную цель-провести магическую борозду
вокруг центра-сокровенных глубин личности,чтобы
восприпятствовать "излиянию"...в
сторону внешнего мира...
1.И.Бродский. Шум прибоя.С.-Пб,1997г.с.18.
4.4
А.Генис. Вавилонская
башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,с97.
5.5
А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,cl56
К.С.
Петров-Водкин утверждал ещё в 1920-е годы, что "идущаякультура
на смену античной есть культура планетарно-органическая",1 он писал:"Органическая
культура - дорогая и драгоценная моя мечта".2
Когда
человек начинал познавать мир,может
быть наивно,но
он видел его в целом,
так и теперь, разъяв его почти до смерти, он снова
приходит к идее цельного мира.Этому
чувству целого можно научиться:
найти в себе,узнавая себя
в другом, например,в
К.С. Петрове-Водкине, к этому
целому можно прикоснуться физически в Хвалынске -"мире- ковчеге",где
встречаются начала и концы мировой истории;с одной
стороны-патриархальный быт, где история ещё не начиналась,где время-колесо,
а пространство - шар,где
"мысли людей всегда приспособлены
к порядку жизни: посев, разлив,урожай, жнитво",3
"вечно в колесе труда",4
а с другой - колыбель новой органической парадигмы, которая вырастает
из старого,причём
очень старого, архаического.
То
что первыми "паломниками" Хвалынска были художники - закономерно.
Смена вех - это смена реальностей. Реальность есть плод манипуляций
над пространством и временем. Модели времени и пространства открывает,
разрабатывает, наконец, изобретает духовная культура. Сегодня
эту привилегию практически узурпирует искусство. Дух науки, разъявший
мир на частности сменился духом искусства,ищущего целого, физика
пытается"подружиться" с метафизикой. Рели в научной парадигме искусство
было инструментом познания реальности, то теперь "искусство
- вид магии,это
механизм, вырабатывающий реальность, -
все мы живём в придуманном
им мире".5
Художников, изначально одарённых интуицией,влекла
в Хвалынск возможность прикоснуться к целому,встретиться
с самими собой в городе с вертикальным измерением,где параллельные
прямые пересекаются в бесконечности космоса. Чтобы что-то дать,нужно
это иметь.Художники,
приезжающие в Хвалынск уже 15 лет из
разных уголков России,говорят
об искусстве, как о духовном пути, о
своём стремлении "посредством искусства помочь возвращению души к её
Божественному первоначалу",о сакральном в искусстве:"Искусство-это
образ жизни,где
вектор важнее,чем результат. Это
вектор усилий...Хочется
проследить зарождение абстрактной формы в реальном пейзаже,не
пропустить начальный,нечаянный
знак Присутствия того, что
будет и останется Загадкой,что
не требует Разгадки,а
требует Пути",-'пишет Б.Морковин-один из "очарованных хвалынских
странников1.1 Важно
не то,чего
они достигнут, важно встать на путь достижения.
Принцип
новой органической парадигмы,
поиски которой и приводят в
Хвалынск - приоритет процесса над результатом. "Искатели"воспринимают
мир состоящим не из вещей, а из процессов, из огромного количества связей,поэтому
так часто звучит в их речах слово "путь",характеризующее
движение.
1К.
С. Петров-Водкин. Письма . Статьи . Воспоминания
. Документы. M.V,
с 2 98 .
2Е.К.Петрова-Еодкина.Прикосновение
к душе."Волга",
1987,№11,с.174.
1.3К.С.
Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.Л.,1970,с.237.
3Там же,с. 60.
4А.Генис.с.124.
5В.Мошников.Хвалынская памятка.
Саратов. 1999г.
6В.Морковин.
Мир в брызгах света.Саратов.2001
г.
На
пересечении художников и людей, обращенных внутрь, с местом рождения К.С.
Петрова-Водкина возникает некая новая реальность. Она исподволь
собирает вокруг себя людей, стягивает к себе их душевные силы,побуждает
к духовной работе. Здесь
учатся жить с К.С.Петровым-Водкиным.
Научиться жить с ним-
значит осознать, как осознал он,что
человек - Великий космос,открывая
на дне своей души душу всего человечества.
Феномен К.С. Петрова-Водкина состоит в самоосуществлении. Всю
жизнь он создавал одно гигантское полотно,форма
и содержание которого-он сам.Художественно-мемориальный музей К.С.
Петрова-Водкина в Хвалынске
пытается быть центром, этого очерченного природой круга.Для
кого-то он может стать началом пути.Музей
- ядро. С одной стороны магнит,притягивающий
к себе,а
с другой - мощный излучатель-"прожектор,освещающий
К.С. Петрова-Водкина с другой стороны"-!со стороны
изменения его сознания, его движения к целостности. Создать атмосферу
пространственную, самодостаточную и оказывающую влияние на окружающее,
расширяющееся пространство, не скованное границами забора
вокруг музея,а распахнутое, в
котором все вовлечённые в это пространство
люди будут ощущать себя чрезвычайно уютно, душевно и духовно
раскованно и счастливо от этого - это тот идеал,к
которому музей стремится.
Музей, пока едут сюда художники, духовные искатели,-это
не "кладбище культуры",это
место, где встречаются и обмениваются творчество и восприятие, а
не только господствует одно восприятие.
"Намнужно,
чтобы не только мы делали работу, но и работа "делала"нас, чтобы
не только мы изменяли колорит
холстов, но и холсты меняли нас! Нам
нужно, чтобы не только мы чистили хвалынскую картошку, но и картошка "очищала"нас,чтобы
не только мы кружили в лесах,но
и леса кружились в нас,чтобы
не только мы вспоминали холмы, но и холмы вспоминали нас,не
только мы запомнили Жизнь,но
Жизнь запомнила нас",2_ пишет
В. Морковин. Здесь,в
Хвалынске, идет напряженный поиск фактуры холста,
цветовой гаммы,
композиции, но это поиск не "формальный",а обусловленный
задачей более точного претворения внутренних состояний. Их картины - карты
внутренних пространств, внутренних состояний, находящихся
в резонансе с внешним миром.
Пришло
время, когда смыслы уже не прокламируются свыше. Смыслы приходится
добывать самим,расширяя
сознание и совершая революцию в умах.
Вот это смысловое поле жизни и ищут эти самих себя, поиск Бога внутри."Возвращение тайнывновь
придает нашей светской цивилизации религиозное измерение. Ведь
тайна - имя Бога.Рецепт
пост-индустри-ального искусства-сплав
явного с тайным.Речь идет,конечно,
о "мистической" тайне,а
не "детективной" загадке...Искусство
- Это уравнение с иксом,значение
которого известно, но
не нам,"-3пишет А.Генис. Такое
искусство "может органически перестроить человекам и тогда живопись
становится мостом между сознанием и чистым пространственным восприятием
и человек становится птицей,которая
всюду дома. "Ветер странствий
гонит вперед, манит и манит в искрящуюся светом даль.Прикосновение света,как
прикосновение Бога,желанно.Свет
холста, свет из холста.Свет
картины, свет из картины. Свет Хвалынска, свет из Хвалынска...Мир
в брызгах света...Именно
неожиданное присутствие света
в затененных уголках города,его
присутствие везде-в траве,на
утренних потолках, в подвалах,на
чердаках, во тьме лесов,на облаках,на лицах друзей,в
красках-заставляет верить, что
он проникает и ещё глубже".5
1.1
Слова П.И.Басманова-/1906-1993гг./художника,духовного
наставника саратовских
художников
П.Маскаеваи
В.Мошникова.
2.2
В.Морковин.Мир в брызгах света. Саратов.
2001 г.
3.3 А.Генис.Вавилонская башня.Искусство настоящего времени.М.,1997,c
5.5
В.МОРКОВИН. Мир в брызгах света. Саратов. 2001.
home | grafika | fotosalon | painting | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2008. All rights reserved. Viktor Stepanov