Идеалы красоты Кузьмы Петрова–Водкина
К числу выдающихся художников саратовской школы,
бесспорно, принадлежит уроженец Хвалынска Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
(1878-1939). Он тоже из числа живописцев, плодотворно продолживших искания
В.Э. Борисова-Мусатова, хотя и несколько иначе, чем его сверстники и ближайшие
друзья Павел Кузнецов и Петр Уткин.
|
Петров-Водкин выступил как мастер,
художественные идеи и образный язык которого поражали ошеломляющей новизной.
Естественная связь с предшествующим поколениями русских живописцев казалась
вызывающе прерванной, а логика творческой преемственности необъяснимой.
Многие и не заметили поначалу глубокой традиционности его художественной
культуры. Заветы великих мастеров, весьма отдаленных во времени, оказались
ближе всего его собственным творческим поискам Обвиняемый в незнании родства,
он был выпестован на глубоких живописных открытиях, которые, пройдя искус
веков, стали поистине классическими.
|
Портрет А. П. Петровой - Водкиной, матери художника. |
Петров-Водкин аккумулировал высочайшие
достижения европейской живописи: от Византии через ренессансную Италию
к Франции (от Пуссена и Энгра – до Гогена, Пюви де Шаванна, Мориса Дени).
Горячее увлечение Джованни Беллини и Леонардо да Винчи наслоилось на глубокую
национальную традицию – искусство Венецианова, Александра Иванова, Серова,
Врубеля, Борисова-Мусатова. Влияние древнерусской иконописи и фрески пропущено
сквозь призму Матисса. Вдумчивое изучение художественных решений великих
мастеров прошлого обогатило изобразительный язык художника. Но синтезируя
заимствованные элементы, он не повторяет предшественников, а следует принципам
их искусства. В горниле самобытного таланта они дали органичный сплав еще
неведомого качества. И яркое тому свидетельство – полотна зрелой поры его
творчества.
|
Им предшествовал нелегкий путь творческого
становления молодого художника из русской глубинки. На этом пути и встречи
с местными «вывесочниками», иконописцами, и занятия в классах живописи
и рисунка у Ф.Е. Бурова в Самаре, и учеба в Центральном училище технического
рисования в Петербурге, а затем в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества, где он и подружился с Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным, Александром
Матвеевым, занятия в школе Ашбе в Мюнхене и частных студиях Парижа, неоднократные
зарубежные поездки и знакомство с классикой европейского искусства, преподавание,
участие в разного рода декоративно-оформительских работах, включая роспись
(совместно с Кузнецовым и Уткиным) церкви Казанской Божьей Матери в Саратове.
|
Девушка в сарафане. 1928 |
В годы учебы Петров-Водкин под влиянием
педагогов писал традиционные пейзажные этюды, почти неотличимые от аналогичных
работ своих соучеников. К примеру, «Хвалынск. Избы на фоне белых гор»,
созданный летом 1901 года в окрестностях родного города. Обретение собственного
голоса в искусстве затянулось на целое десятилетие. Во второй половине
1900-х годов он совершил необычайно плодотворную поездку в Северную Африку,
затем работал на Пиренеях, участвовал на парижских выставках.
|
К.С.Петров-Водкин. Две девушки. 1915 K.Petrov-Vodkin. Two Young Women. 1915 Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева |
В конце 1908 года художник вернулся
в Россию и уже в самом начале 1909-го экспонировал часть парижских и африканских
циклов своих работ на выставке в «Салоне С. Маковского» в Петербурге, а
затем и на других выставках в Петербурге и Москве. Лето он провел Хвалынске.
Он написал там пейзаж окрестностей родного города почти в стилистике фовизма,
строгий, достоверный по сходству и характеристике портрет матери и пристально-иллюзорную
картину «Старухи», где натурализм доведен до своеобразной символики. Наметился
в его творчестве поворот к национальной тематике и постепенное расставание
с эстетикой европейского модерна, которая изживалась не сразу.
|
Поворотным не только в творчестве
мастера, но и в русском искусстве этой эпохи в целом, стала картина «Купание
красного коня» (1912), которая смотрелась своего рода знаменем на очередной
выставке «Мира искусства» и породила многочисленные отклики не только в
критических статьях, но и поэтические. Этот живописец особенно интересен
тем, что в зрелых его полотнах ощутима реальная основа выработанной им
художественной философии, рожденной не чисто «головным» усилием, а вполне
осязаемыми визуальными впечатлениями, существенно трансформированными в
его искусстве.
|
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Купание красного коня |
И, вопреки привычному восприятию авангарда как непременного
слома устоявшихся традиций, Петров-Водкин достигал бросающейся в глаза
современности своей стилистики, возвратившись к глубинным истокам отечественной
живописи. Поэтому и воспринимался как «архаист-новатор», глубоко укорененный
в традиции, ставшей для него не тормозом, а трамплином. «Он художник, стремившийся
к синтезу. Не случайно при всех поразительных несходствах с классиками
авангарда у него с ними столько общего! (…) Право же, работы Петрова-Водкина
не только выдерживают соседство с холстами Малевича, но и, по меньшей мере,
существенно дополняют их», – справедливо отметил петербургский исследователь
Лев Мочалов.
|
Петрова-Водкина называли «фресковым
живописцем». Его искания лежат в сфере, где бытовое перерастает в бытийное.
Если мастера эпохи Возрождения использовали торжественность евангельского
предания как повод к созданию светской картины, то он, напротив, добивался
возвышенной интерпретации повседневного. Не случайно его образы материнства
получали дополнительные названия, верно характеризующие глубинный замысел
художника: «Крестьянская мадонна», «Петроградская мадонна». Это относится
и к характерной для эпохи теме «вечно женственного» в его вариациях на
тему крестьянских девушек, превращаемых его кистью в потенциальных мадонн.
|
Фантазия. 1925 |
Картину «Девушки на Волге» (1915)
из собрания Третьяковской галереи справедливо считают одним из шедевров
дореволюционной живописи Петрова-Водкина. Такая оценка опирается и на высказывания
самого художника. Однако своим последующим творчеством взыскательный мастер
показал, что не все удовлетворяло его в этом полотне. Он стремился к выявлению
обобщенного, собирательного в образах своих героинь не только на основе
иконной стилизации их обликов, но и на основе реалистической типизации.
И первым шагом в этом направлении стала его картина «Две девушки», принадлежащая
Радищевскому музею. Она вовсе не кажется фрагментарной, хотя воспроизводит
(в заметном увеличении) центральную группу «Девушек на Волге».
|
Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921 |
Изменившийся масштаб способствует монументализации: стройные девичьи фигуры, выдвинутые вперед, заслоняют собой почти все пространство. Этому подчинен и пейзажный фон. Размытая синь огромной реки, свободно перетекающая в бездонную голубизну неба, зеленая полоска дальнего берега – и только. Все просто и величественно: «как будто внутренность собора – простор земли…» Даже сама манера письма с равномерно втертой в холст краской, дающей матовую поверхность, имитирует приемы стенописи в станковой картине. Мажорные цветовые созвучия рождают впечатление светлой праздничности и особой торжественности. Холст поистине «одрагоценивается живописью». Упругие, гибкие линии не только очерчивают фигуры девушек, но и выявляют легкое напевно-ритмическое движение, владеющее ими. Их лица полны жизни, но лишены персональной неповторимости. Вослед Венецианову Петров-Водкин формулирует сложившийся веками народно-национальный идеал красоты. |
Христос на Голгофе Роспись в Крестовоздвиженской церкви |
Идеальное открывается ему в человеческом.
Секрет современности его монументальных исканий в смелом сопряжении полярных
образных планов – высокого и низкого, в сложной гармонии классической идеальности
и жизненной конкретности. В монументальной пластике и покоряющей женственности
образов Петрова-Водкина оживает строгая и величавая торжественность фресковой
живописи Древней Руси. Петров-Водкин здесь классичен в самом высоком и
современном понимании этого слова. Ибо этот художник-новатор верен великой
живописной традиции.
|
Хочется вновь привести оценку его
Львом Мочаловым: «Этот художник-философ, мудрец, вышедший из мужиков, фокусирует
в себе узловые проблемы эпохи. Ее открытость новым пространственным ощущениям
(столь питательным для живописи!) и укорененность в глубинных эстетически-нравственных
традициях нашей культуры»
.Ефим Водонос Саратовские губернские ведомости |
Мальчики. 1916 |
Мать1. 1913 |
Девушки на Волге. 1915 |
Вакханка. 1912, |
Полдень. Лето. 1917 |
ЕЩЕ 180Картин
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
К.С.
Петров-ВодкинПространство Эвклида
Home | ArtSalon | Painting | Grafika | Fotosalon | Museum | ArtLinks | Афоризмы |