АРХЕОЛОГ, ЗАЧАРОВАННЫЙ ЖИВОПИСЬЮ…
(К 135-летию со дня рождения В.Ф.Орехова)
Василий Федорович Орехов – один из плеяды художников
рубежа 19-20 веков, стоявших у истоков художественного мира Хвалынска и
составляющих славу города, один из «гениев» этого места.
Родился в семье крестьянина-старообрядца, 20 марта 1873 г. С ранних лет проявил интерес к рисованию. Но художественное образование получал долго, вынужденно чередуя обучение и крестьянскую работу. Первоначальные художественные навыки постигал у местного иконописца. В 21 год поступил в частную художественную школу Ф.Е. Бурова в Самаре, которая распалась через год, и ему пришлось снова вернуться в Хвалынск. |
И только спустя два года он поступил на живописное отделение Казанской художественной школы, окончив ее в 1904 с отличием, со званием учитель рисования, черчения и чистописания средних учебных заведений и с правом поступления в Императорскую Академию художеств без конкурса. В Академии обучение было недолгим, причиной этому стали события 1905 г., зато позже, во время поездки за границу (1906-1907), в Париже, он учится в частной свободной Академии Гранд Шомьер. |
Орехов путешествует за границей вместе с женой, Ольгой Алексеевной Радищевой, дочерью хвалынского головы А.В.Радищева, старшего внука автора известного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Посещают Францию, Италию, Грецию. Поездка дала необычайно много, определила второе призвание Василия Федоровича. «Рим, Флоренция, Афины и Элевзис, художественные руины и музеи этих городов оставили неизгладимое впечатление и заставили меня стать археологом», - писал он в автобиографии. Археология становится главным делом его жизни. |
Вернувшись на родину, Василий Федорович начинает заниматься археологическими
исследованиями уезда, он работает совместно со старшим братом жены Михаилом
Радищевым, городским судьёй. Деятельное участие принимает в их работе и
Ольга Алексеевна, в 1913 г вместе с мужем они становятся действительными
членами Саратовской ученой архивной комиссии.
Василий Федорович получает профессиональное образование и как археолог, окончив в 1914 г Императорский Археологический институт в Санкт-Петербурге. |
В 1910-е во многом благодаря усилиям Орехова укрепляется хвалынская археология, ее связи с губернской и столичной наукой. Василий Фёдорович и Михаил Алексеевич производят раскопки курганов, стоянок и городищ, делают целый ряд открытий, получают известность в научных кругах. Они «открыли» Хвалынск для археологов на многие десятилетия вперёд, зарекомендовав себя «пионерами» в этой области и блестящими профессионалами. |
К наиболее значимым открытиям Орехова относятся раскопки двух курганов
эпохи бронзы (20 – 9-8 вв. до н.э.) возле с. Адоевщина (ныне Ульяновская
область), в 1913 г, названные патриархом российской археологии Спицыным
А.А. образцовыми; раскопки древнего поселения возле с. Ивановка того же
года, где была открыта культура, получившая название – хвалынская. В настоящее
время историки выделяют ее как поздний этап срубной культуры эпохи бронзы
(или хвалынский этап), временной период - 12-11 вв. до н.э.
Эти открытия Орехова в начале века были значительны для всей науки в целом. |
В 1913 году у речки Черемшан в окрестностях Хвалынска Орехов обнаружил
древне-мордовский могильник, захоронения которого относятся к 14 в., в
том же году произвёл разведку пещеры близ с. Павловка.
Об этих исследованиях публикуются статьи в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии» в 1914 и 1916 г. Встречается восторженное восхищение работой Орехова и Радищева в письме Щеглова С.А. (являющегося хранителем музея СУАК) М.Радищеву в 1913 году: «Где еще в нашей губернии имеется такая местность и где такие люди для открытия подобных древностей! Мне в высшей степени отрадно засвидетельствовать, что в самом недалеком будущем на всю Россию известна будет ваша просвещенная деятельность по археологии… Вещи, добытые Вами и Василием Федоровичем Ореховым, представляют совершенную новость для археологии России!» |
Материалы раскопок и археологических сборов обогатили музей СУАК, а
позже стали основными экспонатами археологической коллекции Хвалынского
краеведческого музея. Некоторые находки Орехова можно и сейчас видеть в
московских музеях.
Среди самых известных - останки неандерталоида, первобытного человека, жившего ок. 50 тыс. лет назад в эпоху палеолита (каменного века), найденные на острове Хорошевском возле Алексеевки в 1927 году. Об этой черепной крышке человека неандерталоидного типа долгое время упоминалось почти во всех капитальных трудах по антропологии. А в Хвалынском краеведческом музее экспонируется ее копия. На этом же острове Хорошевском Ореховым найдены части скелета кроманьонца – предка современного человека, жившего в эпоху позднего палеолита 35-10 тыс. лет до н.э. и кости животных того времени – мамонта, носорога, северного оленя, лошади. |
Археологией В.Ф. Орехов занимался всю жизнь за исключением нескольких
лет после революции, с 1918 по 1923 годы, когда с женой вынуждены были
покинуть Хвалынск.
С 1923 по 1942 работал в краеведческом музее, сначала научным сотрудником, последние два года – директором. По инициативе Василия Федоровича в музее был выделен художественный отдел, располагавшийся вначале в небольшой комнате, а позднее послуживший основой для открытия картинной галереи. Среди первых дарителей был К.С. Петров-Водкин, в 1931 году он подарил картину «Семья художника» (1903), за которую получил большую серебряную медаль, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжая на родину, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин непременно встречался с Ореховым, они дружили еще с самарской школы, переписывались. |
Василий Федорович занимался и педагогической деятельностью. Преподавал
в школах Хвалынска, в женской гимназии в Петропавловске и строительном
техникуме в Иркутске. К нему в музей приходили будущие хвалынские художники:
В.М.Милушкин, считающий его своим первым учителем, Г.И.Лбов, позже они
получили профессиональное художественное образование, а некоторые, как
Г.П. Егорычев, В.П. Белозеров, всю жизнь занимались искусством как любители.
Он не только учил их основам художественной грамоты, но и делился высокой
общей культурой, которой обладал сам.
Страстного археолога никогда не покидала и жажда творчества. К сожалению, дошедшее до наших дней художественное наследие Василия Фёдоровича невелико, но весьма разнообразно по жанрам, технике и манере исполнения. |
К раннему периоду творчества, вероятно, к поре ученичества, относится
работа над портретом отца. Портрет выполнен в строгой коричневатой гамме,
в духе передвижничества. Через убедительно переданное сходство, хорошо
«читается» характер изображённого - это типичный мужик, крепкий, упорный
в достижении цели, в жестокой схватке с жизнью выбившийся в купцы.
Учеба в парижской Академии, знакомство с новым французским искусством
оказали существенное влияние на художественное становление Орехова. В натурном
этюде с изображением Парфенона он демонстрирует владение импрессионистическими
методами. Но в дальнейшем живописные приемы импрессионизма он сочетает
с приверженностью к реалистическим традициям.
Большую часть художественного наследия составляют хвалынские пейзажи.
Чаще всего художник обращается к зрелой летней поре и золотой осени, среди
любимых мотивов – лесистые холмы, берега Волги. То это «камерные» мотивы
– группы деревьев на склоне холмов или уголки леса, то пейзажи, передающие
панораму гор. Это правдивые и вместе с тем лирические образы природы. Колорит
строится на тонких градациях и переходах цвета. «Тонкий цветовик» - так
называл Орехова другой хвалынский художник В.В. Поляков. Для этюдов характерна
мягкая и спокойная интонация, они проникнуты тишиной и покоем, привлекают
искренностью и любовью к изображаемому. В них живет ясное, светлое мироощущение
художника.
Сохранилось несколько портретных работ. Лучшим является портрет молодой
жены, тонкой изящной красавицы Ольги. Светом пронизан весь холст, кофточка
и юбка, светлое лицо и руки, никогда не знавшие тяжёлой женской работы.
Только темные волосы обрамляют лицо Ольги Алексеевны. Вся композиция построена
по диагонали, фигура немного вытянута. При первом взгляде на портрет останавливают,
в первую очередь, карие глаза, детски доверчивые, добрые, открытые. Глаза,
в которых распахнута душа человеческая. Смотришь в глаза и ничего уж кроме
не замечаешь, хотя здесь много удивительного: нежное лицо, изящная шея,
спрятанная под белый воротничок. Весь холст выдержан в благородном тепло-сером
тоне, переходящем то в синий, то в розовый цвета. Все мягко, будто в одно
касание кисти. Так и кажется, что работалось художнику над холстом легко,
все удавалось без особых усилий..
В портретной галерее образов – друг и коллега Василия Федоровича, директор
естественно-исторического (краеведческого) музея, ботаник и минералог,
член-корреспондент Академии Наук - К.Ю.Гросс, организатор первого профсоюза
волжских грузчиков, образованного в Хвалынске весной 1917 года - П.А.Гурьянов,
самодеятельный художник и музыкант, ученик Орехова – В.А.Трифонов, брат
Петр…
Все портреты решены по-разному в зависимости от того, какие именно
черты изображенного хотелось передать автору. Они точны по характеристике
и передаче внешнего облика портретируемого.
Сохранился и автопортрет Орехова, написанный уже на склоне лет. С легким
прищуром в сторону, взгляд, в котором мудрое спокойствие, глубина мысли
и огромный жизненный опыт. Лицо едва тронуто улыбкой, от него исходят свет
и тепло, которые неотразимо притягивали людей. Эмоциональному состоянию
найдено тонкое цветовое соответствие - мягкий теплый колорит. Вряд ли художник
приукрашивал себя, о нем сохранились воспоминания как о человеке большой
доброты и сердечности.
Но уровень исполнения не всегда соответствовал возможностям одаренного
художника, чувствуется, что многие работы написаны наспех, возможно, во
время археологических раскопок, на «подручном» материале – небольших по
размеру листах картона или холсте без подрамника, не все завершены, некоторые
эскизны.
Орехов не развернул свой талант в живописи в полной мере, археолог
взял верх над художником.
В июле 1942 г жизнь, вобравшая в себя сложные перипетии судьбы, творческие
поиски и воплощения, оборвалась, оставив о себе добрую память в сердцах
людей. Это была жизнь человека цельного, вписавшего своим трудом яркую
страницу в историю Хвалынска, ставшего образцом для последующих поколений
музейных сотрудников, вспоминающих о нём с неизменной благодарностью и
уважением.
А.Перегородова
Источник
информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
home | Саратов | fotosalon | Живопись | museum | links |
Copyright 2012. All rights reserved. Viktor Stepanov