АРХЕОЛОГ, ЗАЧАРОВАННЫЙ ЖИВОПИСЬЮ… (К 135-летию со дня рождения В.Ф.Орехова)
 
 
Василий Федорович Орехов – один из плеяды художников рубежа 19-20 веков, стоявших у истоков художественного мира Хвалынска и составляющих славу города, один из «гениев» этого места. 
Родился в семье крестьянина-старообрядца, 20 марта 1873 г. С ранних лет проявил интерес к рисованию. Но 
художественное образование получал долго, вынужденно чередуя обучение и крестьянскую работу. 
Первоначальные художественные навыки постигал у местного иконописца. В 21 год поступил в частную художественную школу Ф.Е. Бурова в Самаре, которая распалась через год, и ему пришлось снова вернуться в Хвалынск. 

 
И только спустя два года он поступил на живописное отделение Казанской художественной школы, окончив ее в 1904 с отличием, со званием учитель рисования, черчения и чистописания средних учебных заведений и с правом поступления в Императорскую Академию художеств без конкурса. В Академии обучение было недолгим, причиной этому стали события 1905 г., зато позже, во время поездки за границу (1906-1907), в Париже, он учится в частной свободной Академии Гранд Шомьер.

 
Орехов путешествует за границей вместе с женой, Ольгой Алексеевной Радищевой, дочерью хвалынского головы А.В.Радищева, старшего внука автора известного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Посещают Францию, Италию, Грецию. Поездка дала необычайно много, определила второе призвание Василия Федоровича. «Рим, Флоренция, Афины и Элевзис, художественные руины и музеи этих городов оставили неизгладимое впечатление и заставили меня стать археологом», - писал он в автобиографии. Археология становится главным делом его жизни.

 
Вернувшись на родину, Василий Федорович начинает заниматься археологическими исследованиями уезда, он работает совместно со старшим братом жены Михаилом Радищевым, городским судьёй. Деятельное участие принимает в их работе и Ольга Алексеевна, в 1913 г вместе с мужем они становятся действительными членами Саратовской ученой архивной комиссии.
Василий Федорович получает профессиональное образование и как археолог, окончив в 1914 г Императорский Археологический институт в Санкт-Петербурге.

 
В 1910-е во многом благодаря усилиям Орехова укрепляется хвалынская археология, ее связи с губернской и столичной наукой. Василий Фёдорович и Михаил Алексеевич производят раскопки курганов, стоянок и городищ, делают целый ряд открытий, получают известность в научных кругах. Они «открыли» Хвалынск для археологов на многие десятилетия вперёд, зарекомендовав себя «пионерами» в этой области и блестящими профессионалами.

 
К наиболее значимым открытиям Орехова относятся раскопки двух курганов эпохи бронзы (20 – 9-8 вв. до н.э.) возле с. Адоевщина (ныне Ульяновская область), в 1913 г, названные патриархом российской археологии Спицыным А.А. образцовыми; раскопки древнего поселения возле с. Ивановка того же года, где была открыта культура, получившая название – хвалынская. В настоящее время историки выделяют ее как поздний этап срубной культуры эпохи бронзы (или хвалынский этап), временной период - 12-11 вв. до н.э.
Эти открытия Орехова в начале века были значительны для всей науки в целом.

 
В 1913 году у речки Черемшан в окрестностях Хвалынска Орехов обнаружил древне-мордовский могильник, захоронения которого относятся к 14 в., в том же году произвёл разведку пещеры близ с. Павловка.
Об этих исследованиях публикуются статьи в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии» в 1914 и 1916 г.
Встречается восторженное восхищение работой Орехова и Радищева в письме Щеглова С.А. (являющегося хранителем музея СУАК) М.Радищеву в 1913 году: «Где еще в нашей губернии имеется такая местность и где такие люди для открытия подобных древностей! Мне в высшей степени отрадно засвидетельствовать, что в самом недалеком будущем на всю Россию известна будет ваша просвещенная деятельность по археологии… Вещи, добытые Вами и Василием Федоровичем Ореховым, представляют совершенную новость для археологии России!»

 
 
Материалы раскопок и археологических сборов обогатили музей СУАК, а позже стали основными экспонатами археологической коллекции Хвалынского краеведческого музея. Некоторые находки Орехова можно и сейчас видеть в московских музеях.
Среди самых известных - останки неандерталоида, первобытного человека, жившего ок. 50 тыс. лет назад в эпоху палеолита (каменного века), найденные на острове Хорошевском возле Алексеевки в 1927 году. Об этой черепной крышке человека неандерталоидного типа долгое время упоминалось почти во всех капитальных трудах по антропологии. А в Хвалынском краеведческом музее экспонируется ее копия.
На этом же острове Хорошевском Ореховым найдены части скелета кроманьонца – предка современного человека, жившего в эпоху позднего палеолита 35-10 тыс. лет до н.э. и кости животных того времени – мамонта, носорога, северного оленя, лошади.

 
Археологией В.Ф. Орехов занимался всю жизнь за исключением нескольких лет после революции, с 1918 по 1923 годы, когда с женой вынуждены были покинуть Хвалынск.
С 1923 по 1942 работал в краеведческом музее, сначала научным сотрудником, последние два года – директором.
По инициативе Василия Федоровича в музее был выделен художественный отдел, располагавшийся вначале в небольшой комнате, а позднее послуживший основой для открытия картинной галереи. Среди первых дарителей был К.С. Петров-Водкин, в 1931 году он подарил картину «Семья художника» (1903), за которую получил большую серебряную медаль, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжая на родину, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин непременно встречался с Ореховым, они дружили еще с самарской школы, переписывались.

 
Василий Федорович занимался и педагогической деятельностью. Преподавал в школах Хвалынска, в женской гимназии в Петропавловске и строительном техникуме в Иркутске. К нему в музей приходили будущие хвалынские художники: В.М.Милушкин, считающий его своим первым учителем, Г.И.Лбов, позже они получили профессиональное художественное образование, а некоторые, как Г.П. Егорычев, В.П. Белозеров, всю жизнь занимались искусством как любители. Он не только учил их основам художественной грамоты, но и делился высокой общей культурой, которой обладал сам.
Страстного археолога никогда не покидала и жажда творчества. К сожалению, дошедшее до наших дней художественное наследие Василия Фёдоровича невелико, но весьма разнообразно по жанрам, технике и манере исполнения.

К раннему периоду творчества, вероятно, к поре ученичества, относится работа над портретом отца. Портрет выполнен в строгой коричневатой гамме, в духе передвижничества. Через убедительно переданное сходство, хорошо «читается» характер изображённого - это типичный мужик, крепкий, упорный в достижении цели, в жестокой схватке с жизнью выбившийся в купцы.
Учеба в парижской Академии, знакомство с новым французским искусством оказали существенное влияние на художественное становление Орехова. В натурном этюде с изображением Парфенона он демонстрирует владение импрессионистическими методами. Но в дальнейшем живописные приемы импрессионизма он сочетает с приверженностью к реалистическим традициям.
Большую часть художественного наследия составляют хвалынские пейзажи. Чаще всего художник обращается к зрелой летней поре и золотой осени, среди любимых мотивов – лесистые холмы, берега Волги. То это «камерные» мотивы – группы деревьев на склоне холмов или уголки леса, то пейзажи, передающие панораму гор. Это правдивые и вместе с тем лирические образы природы. Колорит строится на тонких градациях и переходах цвета. «Тонкий цветовик» - так называл Орехова другой хвалынский художник В.В. Поляков. Для этюдов характерна мягкая и спокойная интонация, они проникнуты тишиной и покоем, привлекают искренностью и любовью к изображаемому. В них живет ясное, светлое мироощущение художника.
Сохранилось несколько портретных работ. Лучшим является портрет молодой жены, тонкой изящной красавицы Ольги. Светом пронизан весь холст, кофточка и юбка, светлое лицо и руки, никогда не знавшие тяжёлой женской работы. Только темные волосы обрамляют лицо Ольги Алексеевны. Вся композиция построена по диагонали, фигура немного вытянута. При первом взгляде на портрет останавливают, в первую очередь, карие глаза, детски доверчивые, добрые, открытые. Глаза, в которых распахнута душа человеческая. Смотришь в глаза и ничего уж кроме не замечаешь, хотя здесь много удивительного: нежное лицо, изящная шея, спрятанная под белый воротничок. Весь холст выдержан в благородном тепло-сером тоне, переходящем то в синий, то в розовый цвета. Все мягко, будто в одно касание кисти. Так и кажется, что работалось художнику над холстом легко, все удавалось без особых усилий..
В портретной галерее образов – друг и коллега Василия Федоровича, директор естественно-исторического (краеведческого) музея, ботаник и минералог, член-корреспондент Академии Наук - К.Ю.Гросс, организатор первого профсоюза волжских грузчиков, образованного в Хвалынске весной 1917 года - П.А.Гурьянов, самодеятельный художник и музыкант, ученик Орехова – В.А.Трифонов, брат Петр…
Все портреты решены по-разному в зависимости от того, какие именно черты изображенного хотелось передать автору. Они точны по характеристике и передаче внешнего облика портретируемого.
 
 

Сохранился и автопортрет Орехова, написанный уже на склоне лет. С легким прищуром в сторону, взгляд, в котором мудрое спокойствие, глубина мысли и огромный жизненный опыт. Лицо едва тронуто улыбкой, от него исходят свет и тепло, которые неотразимо притягивали людей. Эмоциональному состоянию найдено тонкое цветовое соответствие - мягкий теплый колорит. Вряд ли художник приукрашивал себя, о нем сохранились воспоминания как о человеке большой доброты и сердечности.
Но уровень исполнения не всегда соответствовал возможностям одаренного художника, чувствуется, что многие работы написаны наспех, возможно, во время археологических раскопок, на «подручном» материале – небольших по размеру листах картона или холсте без подрамника, не все завершены, некоторые эскизны.
Орехов не развернул свой талант в живописи в полной мере, археолог взял верх над художником.
В июле 1942 г жизнь, вобравшая в себя сложные перипетии судьбы, творческие поиски и воплощения, оборвалась, оставив о себе добрую память в сердцах людей. Это была жизнь человека цельного, вписавшего своим трудом яркую страницу в историю Хвалынска, ставшего образцом для последующих поколений музейных сотрудников, вспоминающих о нём с неизменной благодарностью и уважением.
 

А.Перегородова
 

Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
 
 
 
home  Саратов fotosalon Живопись museum links

                                      Copyright  2012. All rights reserved.  Viktor Stepanov
 
 

Hosted by uCoz