Василий Федорович Орехов – один из плеяды художников
рубежа 19-20 веков, стоявших у истоков художественного мира Хвалынска и
составляющих славу города, один из «гениев» этого места.
Родился в семье крестьянина-старообрядца, 20 марта 1873 г. С ранних лет проявил интерес к рисованию. Но художественное образование получал долго, вынужденно чередуя обучение и крестьянскую работу. Первоначальные художественные навыки постигал у местного иконописца. В 21 год поступил в частную художественную школу Ф.Е. Бурова в Самаре, которая распалась через год, и ему пришлось снова вернуться в Хвалынск. |
И только спустя два года он поступил на живописное отделение Казанской художественной школы, окончив ее в 1904 с отличием, со званием учитель рисования, черчения и чистописания средних учебных заведений и с правом поступления в Императорскую Академию художеств без конкурса. В Академии обучение было недолгим, причиной этому стали события 1905 г., зато позже, во время поездки за границу (1906-1907), в Париже, он учится в частной свободной Академии Гранд Шомьер. |
Орехов путешествует за границей вместе с женой, Ольгой Алексеевной Радищевой, дочерью хвалынского головы А.В.Радищева, старшего внука автора известного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Посещают Францию, Италию, Грецию. Поездка дала необычайно много, определила второе призвание Василия Федоровича. «Рим, Флоренция, Афины и Элевзис, художественные руины и музеи этих городов оставили неизгладимое впечатление и заставили меня стать археологом», - писал он в автобиографии. Археология становится главным делом его жизни. |
Вернувшись на родину, Василий Федорович начинает заниматься археологическими
исследованиями уезда, он работает совместно со старшим братом жены Михаилом
Радищевым, городским судьёй. Деятельное участие принимает в их работе и
Ольга Алексеевна, в 1913 г вместе с мужем они становятся действительными
членами Саратовской ученой архивной комиссии.
Василий Федорович получает профессиональное образование и как археолог, окончив в 1914 г Императорский Археологический институт в Санкт-Петербурге. |
В 1910-е во многом благодаря усилиям Орехова укрепляется хвалынская археология, ее связи с губернской и столичной наукой. Василий Фёдорович и Михаил Алексеевич производят раскопки курганов, стоянок и городищ, делают целый ряд открытий, получают известность в научных кругах. Они «открыли» Хвалынск для археологов на многие десятилетия вперёд, зарекомендовав себя «пионерами» в этой области и блестящими профессионалами. |
К наиболее значимым открытиям Орехова относятся раскопки двух курганов
эпохи бронзы (20 – 9-8 вв. до н.э.) возле с. Адоевщина (ныне Ульяновская
область), в 1913 г, названные патриархом российской археологии Спицыным
А.А. образцовыми; раскопки древнего поселения возле с. Ивановка того же
года, где была открыта культура, получившая название – хвалынская. В настоящее
время историки выделяют ее как поздний этап срубной культуры эпохи бронзы
(или хвалынский этап), временной период - 12-11 вв. до н.э.
Эти открытия Орехова в начале века были значительны для всей науки в целом. |
В 1913 году у речки Черемшан в окрестностях Хвалынска Орехов обнаружил
древне-мордовский могильник, захоронения которого относятся к 14 в., в
том же году произвёл разведку пещеры близ с. Павловка.
Об этих исследованиях публикуются статьи в «Трудах Саратовской Ученой Архивной комиссии» в 1914 и 1916 г. Встречается восторженное восхищение работой Орехова и Радищева в письме Щеглова С.А. (являющегося хранителем музея СУАК) М.Радищеву в 1913 году: «Где еще в нашей губернии имеется такая местность и где такие люди для открытия подобных древностей! Мне в высшей степени отрадно засвидетельствовать, что в самом недалеком будущем на всю Россию известна будет ваша просвещенная деятельность по археологии… Вещи, добытые Вами и Василием Федоровичем Ореховым, представляют совершенную новость для археологии России!» |
Материалы раскопок и археологических сборов обогатили музей СУАК, а
позже стали основными экспонатами археологической коллекции Хвалынского
краеведческого музея. Некоторые находки Орехова можно и сейчас видеть в
московских музеях.
Среди самых известных - останки неандерталоида, первобытного человека, жившего ок. 50 тыс. лет назад в эпоху палеолита (каменного века), найденные на острове Хорошевском возле Алексеевки в 1927 году. Об этой черепной крышке человека неандерталоидного типа долгое время упоминалось почти во всех капитальных трудах по антропологии. А в Хвалынском краеведческом музее экспонируется ее копия. На этом же острове Хорошевском Ореховым найдены части скелета кроманьонца – предка современного человека, жившего в эпоху позднего палеолита 35-10 тыс. лет до н.э. и кости животных того времени – мамонта, носорога, северного оленя, лошади. |
Археологией В.Ф. Орехов занимался всю жизнь за исключением нескольких
лет после революции, с 1918 по 1923 годы, когда с женой вынуждены были
покинуть Хвалынск.
С 1923 по 1942 работал в краеведческом музее, сначала научным сотрудником, последние два года – директором. По инициативе Василия Федоровича в музее был выделен художественный отдел, располагавшийся вначале в небольшой комнате, а позднее послуживший основой для открытия картинной галереи. Среди первых дарителей был К.С. Петров-Водкин, в 1931 году он подарил картину «Семья художника» (1903), за которую получил большую серебряную медаль, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжая на родину, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин непременно встречался с Ореховым, они дружили еще с самарской школы, переписывались. |
Василий Федорович занимался и педагогической деятельностью. Преподавал
в школах Хвалынска, в женской гимназии в Петропавловске и строительном
техникуме в Иркутске. К нему в музей приходили будущие хвалынские художники:
В.М.Милушкин, считающий его своим первым учителем, Г.И.Лбов, позже они
получили профессиональное художественное образование, а некоторые, как
Г.П. Егорычев, В.П. Белозеров, всю жизнь занимались искусством как любители.
Он не только учил их основам художественной грамоты, но и делился высокой
общей культурой, которой обладал сам.
Страстного археолога никогда не покидала и жажда творчества. К сожалению, дошедшее до наших дней художественное наследие Василия Фёдоровича невелико, но весьма разнообразно по жанрам, технике и манере исполнения. |
А.Перегородова
Источник
информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
home | Саратов | fotosalon | Живопись | museum | links |