ГЕНИЙ МЕСТА ИЛИ МЕСТО ГЕНИЯ?
Когда говорят о «гении места», то обычно под этим словосочетанием мыслят конкретную творческую личность, освятившую определённое географическое место, связанное с жизнью или творчеством этой личности. А что, если переставить акцент с гения на место, то есть не гений «освящает» место, а наоборот, место обладает чем-то, что позволяет появиться гению.
Эта мысль совсем не кажется случайной
(кто верит в случайность – не верит в Бога), когда речь идёт о Хвалынске.
Это отмечают все, кто так или иначе сталкивался с историей этого места,
обживаемого человеком с эпохи энеолита (здесь одновременно проживал неандерталец
и кроманьонец, о чём свидетельствуют археологические находки 1910-1930
годов археолога и художника В.Ф.Орехова).
В эпоху бронзы здесь существовала,
так называемая, хвалынская культура. Городища фино-угорских племён эпохи
раннего железа, располагавшиеся на вершинах окрестных гор, до сих пор привлекают
многочисленных археологов.
В 14 веке в районе будущих старообрядческих
монастырей на Черемшане тоже обитали люди. То есть эти места обживались
с незапамятных времён и изучались учёным способом с начала XX века местными
археологами. Всё это позволило С.А. Щеглову (хранителю музея СУАК) написать
в Хвалынск М.А. Радищеву в 1913 году: «Где еще в нашей губернии имеется
такая местность и где такие люди для открытия подобных древностей! Мне
в высшей степени отрадно засвидетельствовать, что в самом недалеком будущем
на всю Россию известна будет ваша просвещенная деятельность по археологии.
Добытые Вами древности и теперь уже по прошествии одного только года составляют
самый лучший вклад в наш музей! Вещи, добытые Вами и Василием Федоровичем
Ореховым, представляют совершенную новость для археологии России! Ваши
работы составляют новую эру в нашей комиссии».
Да, К.С.Петров-Водкин несомненно
прославил это место, нанеся Хвалынск на карту мира, но он был не одинок,
рядом с ним в одно время вырастала в Хвалынске целая плеяда художников,
позволивших сейчас говорить о художественном феномене Хвалынска. Это, прежде
всего, художник и археолог В.Ф.Орехов, художник и писатель Л.А.Радищев,
художники-педагоги И.А.Елатонцев и Г.Г.Платонов. Это место притягивало
творческих людей: здесь работали замечательные художники П.А.Власов, Б.М.Кустодиев,
И.С.Горюшкин-Сорокопудов, «мироискусстник» Стеллецкий, один из лучших иконописцев
начала 20 века В.А.Комаровский, П.П.Соколов-Скаля, П.В.Митурич, В.В.Хлебникова.
«Традиция» рождения здесь художников не иссякала и в 20 веке. В Хвалынске
жили, творили Е.К.Серова, окончившая Саратовский художественно-промышленный
техникум (так называлось тогда Саратовское художественное училище им. А.П.Боголюбова),
ученица П.С.Уткина, В.Н.Челинцова, учившаяся там же у В.Юстицкого, а затем
во ВХУТЕИНЕ. Замечательные художники Ф.Г.Пичиенко, В.В.Поляков, жившие
в Хвалынске, продолжили эту славную традицию. Ныне здравствующие Г.И.Лбов
и В.М.Милушкин тоже окончили Саратовское художественное училище - ученики
Щеглова. Вокруг выше названных имён всегда кипела творческая жизнь, привлекая
художников из других городов. С 1980-х годов берут начало ежегодные августовские
пленэры, когда художники с разных концов страны «слетаются» в «гнездо»
К.С.Петрова-Водкина.
Но не только профессиональных художников
притягивает Хвалынск. Это уникальное место способствует раскрытию творческих
сил в людях, казалось бы, по профессиональной своей принадлежности далёких
от искусства. Именно здесь проявился дар художников-примитивистов А.Н.Фёдорова
и Н.П.Федоренко. Они не родились в Хвалынске, по разным причинам связали
жизнь с этим городом и вдруг – взрыв творческой энергии! Той энергии, которая
всегда способствовала пробуждению художественного инстинкта и питала традиционное
народное искусство.
До революции Хвалынск называли
«городком художников» и это не фигура речи, а реальность, которая заставляет
со всей серьёзностью говорить о художественном феномене Хвалынска. Сотрудники
художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал музея им.А.Н.Радищева)
создают летопись художественной жизни города. Они ведут большую переписку,
в результате которой в последние годы удалось открыть новые имена художников,
так или иначе связанных с Хвалынском. О существовании некоторых мы ранее
не подозревали или располагали о них весьма скудными сведениями.
Родился в Нижнем Новгороде в семье
управляющего нижегородским имением графов Строгановых. После смерти отца
в 1884 году, жил в Хвалынске, учился в четырёхклассном городском училище,
которое позже окончил и К.С.Петров-Водкин. Затем воспитывался в Москве
в семье старшей сестры Т.Ф. Еше. Окончил 2 мужскую гимназию, а в 1898 году
медицинский факультет Московского университета. Одновременно посещал в
качестве вольнослушателя мастерскую В.А.Серова и К.А.Коровина в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества. Возможно, и здесь «пересекался» с
К.С.Петровым-Водкиным, в это же время учившимся там же. Связи с Хвалынском
оставались в течение длительного времени.
Известно, например, что в 1917
году Л.Ф.Пищалкин женился на З.Ф.Широковой, окончившей в 1914 году хвалынскую
женскую гимназию. В 1918 году у него родился сын Лев, живший вместе с матерью
в Хвалынске до 1928 года. Л.Ф.Пищалкин в 1900-е годы много ездил по волжским
городам, был на Урале, в Крыму, на Кавказе. В 1910-е годы путешествовал
по странам Африки. Л.Ф.Пищалкин – участник многих выставок с 1897 года.
Его работы хранятся в ГТГ, в коллекциях музеев Вологды и Клина. После революции
и гражданской войны Л.Ф.Пищалкин преподавал черчение и рисование в школах
Москвы, в 1926-1930 работал художником Санпросвета и Учпедгиза. Пейзажист
и портретист. Занимался фотографией, музыкой, декоративно-прикладным искусством.
(Информация о художнике получена из каталога ГТГ, а также из письма родственника
художника Пищалкина Владимира Яковлевича, проживающего в г.Очер Пермской
области.)
Едунов Иван Петрович (1892-1962).
Родился в Хвалынске в старообрядческой
семье служащего. Рисовал с детских лет. В 1912 году И.П.Едунов был призван
в царскую армию на флот, служил на Балтике на эсминце «Андрей Первозванный».
Участвовал в первой мировой войне, в 1914 году был тяжело ранен, лечился
в госпитале в Гельсинфорсе, где его работы отметила одна из великих княгинь,
ухаживавших за ранеными, и предложила помощь и поддержку. После выздоровления
в 1916 году он вернулся в Хвалынск. Ещё до революции Иван Петрович поступил
в Казанское художественное училище. После Гражданской войны он окончил
живописный факультет ВХУТЕМАСа (1924-1930) в Москве, где подружился с будущими
Кукрыниксами и будущим художником Большого театра В.Рындиным. Там же Иван
Петрович познакомился с П.В.Митуричем, который по приглашению И.П.Едунова
приезжал в 1926-1927 годах летом в Хвалынск с женой В.В.Хлебниковой и останавливался
в доме отца Ивана Петровича – Петра Тимофеевича Едунова. После окончания
ВХУТЕМАСа Иван Петрович Едунов занимался педагогической деятельностью:
преподавал в школе, художественно-графическом педучилище в подмосковных
Мытищах.
Иван Петрович был пейзажистом. Настоящий
волжанин, он каждое лето приезжал на родину в Хвалынск. Здесь писал в основном
волжские пейзажи акварелью. Несколько таких акварелей хранится в картинной
галерее им.К.С.Петрова-Водкина. С Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным,
по свидетельству дочери И.П.Едунова Екатерины Ивановны, был знаком. Иван
Петрович женился в 1925 году на Нине Михайловне Скворцовой (на фото 1928
года И.П.Едунов слева, Н.М. Скворцова-Едунова и С.М.Скворцов в центре),
тоже нашей землячке. Она родилась в деревне Елховка Хвалынского района.
Нина Михайловна увлекалась акварелью.
Её учителем по искусству был муж.
В картинной галерее им. К.С.Петрова-Водкина
хранится несколько её натюрмортов и пейзажей. Старший брат Нины Михайловны
– Сергей Михайлович Скворцов, большой друг Ивана Петровича Едунова, родился
в деревне Елховка Хвалынского уезда в 1892 году. Вместе с Едуновым учился
в Казанском художественном училище и ВХУТЕМАСе. Писал пейзажи и натюрморты.
Умер от туберкулёза во время Великой Отечественной войны. (Информация о
художнике получена от дочери художника и его родственников).
Громов Дмитрий Иванович (1895-1942).
Родился в семье мещанина в селе
Балаково, но вскоре после рождения сына семья переехала в Хвалынск. В 1906
году окончил городское четырёхклассное училище, где 1880-е годы учился
К.С.Петров-Водкин. В 1914 году был призван в армию, попал на фронт первой
мировой войны, был вскоре тяжело ранен и после лечения вернулся в Хвалынск.
Накануне революции Громов уехал в Санкт-Петербург, где знакомится с И.Е.Репиным,
который после просмотра работ начинающего художника, приглашает его в Академию.
Но вскоре после революции Громов был призван в Красную армию в качестве
топографа.
Зимой 1921 года он расписывает
церковь в Царицыне, затем возвращается с семьёй (женой и старшим сыном)
в Хвалынск. В 1923 году от союза РАБИС, членом которого он был с 1918 года,
он получает рекомендацию для поступления в Академию художеств в Петрограде.
С 1923 по 1926 год он учится в Академии. После окончания Академии он работает
в геологических партиях в качестве геолога-художника. Участвует в экспедициях
в Якутии, Казахстане, Киргизии, Кольском полуострове, в Карелии и на Кавказе.
Во время работы писал пейзажи тех мест, где останавливались разведывательные
или поисковые партии. С 1939 года член ЛОСХа. В 1930-е годы иллюстрирует
многие книги по геологии. Умер во время блокады Ленинграда. Картины Д.И.Громова,
за очень небольшим исключением, погибли во время артобстрела Ленинграда
(бомба попала в дом, где жила семья Громовых в Ленинграде, погибла жена
Громова). В картинной галерее им.К.С.Петрова-Водкина хранится ранний живописный
зимний пейзаж Дмитрия Ивановича, небольшая акварель и несколько документов
и фотографий Д.И.Громова, переданные в музей младшим сыном Д.И.Громова
Александром Дмитриевичем в 2001 году. (Информация о художнике получена
от А.Д. Громова).
Думается, этот список ещё будет
пополняться новыми именами. Надеемся, что после публикации этой информации
в Интернете, появятся новые сведения о выше названных художниках от людей
так или иначе знакомых с ними. Сотрудники художественно-мемориального музея
К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) будут признательны всем,
откликнувшимся на эту информацию. Наш электронный адрес: borodinav@mail.ru
или radmuseumart@radmuseumart.ru (Хвалынский филиал).
В.И.Бородина
Заведующая художественно-мемориальным
музеем К.С.Петрова-Водкина
Источник
информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
home | Живопись | grafika | fotosalon | Саратов | folkart |
Copyright 2012. All rights reserved. Viktor Stepanov