Весенняя
Европа и летний Хвалынск.
(Фотовыставка В.В.Степанова. Лица хвалынского пленэра) |
В Хвалынск приезжают не только художники, но и фотографы. Причём фотографы замечательные. Одним из первых открыл эти места для фотографии Николай Титов, затем частым гостем Хвалынска стал Алексей Леонтьев. В 2005 году судьба привела сюда Виктора Степанова, а в 2006 вместе с ним приехал и его старший брат – Василий. Василий Степанов хорошо известен в Саратове как мастер фотопортретов многих знаменитых саратовцев и серий композиций в жанре «ню». Он член Союза журналистов и фотохудожников, участник многих групповых выставок и пяти персональных, причём представлял на выставках не только свой фотографический лик, но и своё живописное лицо. |
Сотрудничает с многочисленными саратовскими и российскими изданиями, в том числе «Деловая губерния», «Земское обозрение», «Общественное мнение». Несмотря на то, что он начинал свой путь в искусстве как живописец, но смертельно, до боли сердечной, до судорог ума любит фотографию, которой всецело отдаётся в последние годы. |
Нынешняя выставка – ретроспектива материала, накопленного автором в ходе путешествий по хвалынским окрестностям и Европе в 2006 году. Это чёрно-белые (хвалынские) и цветные (европейские) фотографии крупного формата. На его снимках обычные люди в окружении старинной архитектуры или величественного пейзажа. Чаще всего они отдыхают. Этих людей часто можно назвать персонажами сказки о потерянном времени или героями рассказа, в котором текст обращён скорее к чувству, чем к разуму. Вообще, Степанов любит пленэр, дневной свет он предпочитает искусственному, студийному. |
Цветные фотографии посвящены сбывшейся мечте Василия Степанова о Париже – «празднику, который всегда с тобой», скорее репортажные. Ничего из ряда вон выходящего, мирная жизнь в её типичных проявлениях. Это рассказ о сияющем культурой и фантастическим благополучием мире, который Остап Бендер иронически назвал «мифом о загробной жизни». Степанов, как странник, «с детства искавший Париж и создавший собственный миф о нём». Вот эта обильная, увлекательная россыпь личных находок из смеси быта парижан и идеала и составляет «собственный миф» В.Степанова. Здесь и банальные развлечения на бульварах и скверах, и Монмартр – царство уличных художников, и «шикарные и страшно дорогие» бутики с последними коллекциями от кутюр, здесь и город как «место встреч», и «вечный аромат парижского воздуха», всё то, что и составляет по Степанову знаменитое «искусство жить». |
Отличает парижские фотографии Степанова
от множества других ощущение чувства истории в повседневности. Часто в
них эпоха евро уживается с временами Д, Артаньяна, на которого так похож
автор.
Пожалуй, фотография «Архидом», где на фоне «стеклянной» из-за обилия окон стены современного высотного здания, расположилась на карнизе причудливая «барочная» скульптурная группа, контрастирующая своими округлыми формами со скупым линейным ритмом архитектуры, могла бы стать эпиграфом его парижского цикла. |
В отличие от парижской серии,
где речь идёт о пространстве вторичной природы, где ступала нога исключительно
человека, в хвалынских фотографиях посредством чёрно-белой съёмки автор
усилил ощущение вечности, перенеся акценты с людей на пространство, окружающее
их. В этом цикле проступает что-то архаическое, в нём слышатся патетические
интонации. Горизонт как видимая граница неба и земли – вот главная тема
этого цикла. И хотя люди присутствуют и здесь, но часто, снятые против
света, черты лиц его героев тонут в тенях, читаются только силуэты
их фигур, повторяя ритмы природы, в которую погружены. Степанову интересно
тело как ландшафт с его геометрией и текстурой, или как доминанта пейзажа,
выстраивающая его перспективу, или как территория покоя. Этот цикл ближе
к постановочному, а не репортажному. Наверное, этому способствовала уникальная
«космическая» ландшафтная ёмкость хвалынских окрестностей, но об этом уже
невозможно повествовать прозой…
В.Бородина
|
home | painting | grafika | fotosalon | folkart | litsalon | museum | links |
Copyright 2003-07. All rights reserved. Viktor Stepanov