МОКША

                                                          О РАДОСТИ И ГОРЕ

              День кончается закатом, ночь - восходом. Радость кончается  горем,  горе -   радостью.

                За счастьем следует несчастье, за несчастьем- счастье.
               Не бывает непрерывного несчастья, не бывает непрерывнго счастья.

               За несчастьем сразу же следует радость, пусть небольшая.
               Кто попробовал горького, тому вода кажется сладкой.

              В счастье годы текут, как дни; в несчастье дни  кажутся годами.

         В одном месте звуки лютни, в другом - горестный плач;  в одном - ученая беседа,
           в другом - пьяная болтовня; в одном месте - чарующие женщины, в другом - прокаженные.
           Так и не знаю я,  из чего же создан этот мир - из радости или горя!

               Что пользы в счастье, если оно принадлежит лишь одному, словно верная супруга;
            если каждый прохожий не может взять его, словно распутницу?

               Счастье, что само пришло к тебе, приносит проклятие уходя.

                       Лишь несчастье существует в мире, а счастья нет-
                    счастьем называем мы избавление от несчастья.

               Чем окутан мир? Отчего он не светится? Что оскверняет его? В чем его великая опасность?
                 Невежеством  окутан мир, от алчности он не светится, страсть оскверняет его,
                 страдание- его великая опасность.

        Непонятна, непостижима жизнь смертных;  она горестна , кратковременна, полна зла.

                 Пусть думает человек поутру: " Великая опасность нависла надо мной.
                  Что ждет меня сегодня - смерть, болезни,  несчастье?"

                 Не видя, мы стремимся видеть; видя, страшимся  утраты.
                 Видим мы или не видим - все равно нет счастья.

                    Кто не возгордился, обретя богатство?
                    Какой  распутник избежал невзгод?
                   Чье сердце на земле не было разбито женщиной?
                    Кто может назваться другом царя?
                    Какой бедняк встретил уважение?
                    Кто вышел невредимым из западни?
                    Кто не подвластен смерти?

            Умен человек, - и все же он служит царю,  поглощает отраву и наслаждается женщинами.

                 Тяжко человеческое существование, тяжко приобретение знаний,
                тяжко ремесло поэта, тяжко достижение власти.

                 Не будь рождения, старости, смерти; не будь страха перед разлукой с любимыми;
                не будь все столь непостоянным - кто не был бы счастлив в этой жизни?

                    Пятеро - всегда мертвецы, хоть и живут: бедняк,
                   больной, глупец, живущий на чужбине и слуга.

                                   Житье с нелюбимыми , разлука с любимыми,
                     общение с недостойными - вот горький удел долголетних.

               Человек великого ума становится жертвой одной  из трех бед:
                  или он рано умирает, или живет в нужде, или   не оставляет потомства.

                На луне - пятно, на стебле лотоса - шип, у молодой - отвисшая грудь,
                 у волос - седина, морская вода -не для питья, у ученого - бедность,
                 у старца -  ослабевший  разум.Видно, безрассуден творец!

               Так уж  устроено, что женщины доступны порочным, правители возвышают
               негодяев, богатства текут к скрягам, дождь льется на моря и скалы.

              Ныне длится век Кали, когда праведники стали редкостью,страны оскудели от налогов,
               владыки охвачены жадностью, своры грабителей опустошают землю,
              достойные  бедствуют,   отцы не верят сыновьям. Горе царит в этом веке!
 

                                               О СУДЬБЕ

            Что пользы предаваться раздумьям? Что пользы таить в сердце
        печаль? Ведь случится с нами лишь то, что у нас написано на лбу.

              Чему не быть, того не бывает; чему быть, то бывает без всяких
         усилий. Из самых рук ускользает у нас то, что нам не суждено.

                 То,что судьба судила нам получить, мы получим и лежа
         в постели. То, чего не судила, -не получим, каких бы усилий ни
         прилагали.

            Время - словно повар: каждый миг готовит оно каждому его удел.

                      По воле судьбы без всяких усилий вкушаем мы плоды
             прежнего существования - хороши они или плохи.

                       Беды стерегут птиц, парящих в пространстве;
             умелые ловцы извлекают рыб из морских глубин. Что есть
             неразумие и что разум? Что пользы держаться своего места?
             Даже издали настигает нас судьба - стоит ей протянуть свою
             руку.

                        Я слыхал, что даятели становятся просителями,
              убийцы - убиваемыми, победители - побежденными.

                           Пусть тысяча стрел выпущена в человека - он не умрет,
             если не пришел его час. Но если час его пришел, он может
             погибнуть и от былинки.

                          Кто сотворил лебедей белыми, попугаев - зелеными,
              павлинов - пестрыми, тот и тебе доставит средства к жизни.

                            Чему суждено быть - то и будет со мной . Неотвратим
             путь событий, мое дело - следовать ему.

                               Чти счастье, выпавшее тебе; чти несчастье, выпавшее
              тебе. Вращению колеса подобна смена радостей и горестей.

                                  Нежданно приходят к нам горести, нежданно-
               и радости. Что пользы в заботах и огорчениях?

                              Сокрыто начало существ, явна середины пути,
                и сокрыт их конец. Что толку печалиться?

                             Радуйся выпавшей тебе радости, переноси выпавшее
               тебе горе, жди всего, что приносит время, как земледелец   ждет урожая.

                    Человек получает то, что ему суждено получить; идет туда,  куда ему
           суждено идти; встречает те беды и радости, которые ему суждено встретить.

                                 Человек получает то, что ему суждено, и сам бог
           не сможет помешать этому. Поэтому я не сержусь и не печалюсь.
            Что дано мне, то не перейдет ни кому другому.

                      "Состояние, в котором я оказался, неизбежно для меня",-
            кто постоянно думает так, тот никогда не тревожится.

                         Побуждаемые собственной природой, проявляются все
            свойства - добрые и злые. Чем же здесь гордиться?Ведь все -  от природы.

                 Все существа следуют своей природе. Что толку в наказаниях?

              Когда остынет огонь, а луна запылает, тогда переменится природа смертных.

                             Трудно преодолеть собственную природу. Посади
           собаку на царство - она все равно будет грызть обувь.

                         Двенадцать лет умащивали, растирали, веревками привязывали
            собачий хвост, но  лишь отпустили его- он снова стал таким, как прежде.

                          Срок жизни, занятия, имущество, знания и смерть - вот
            пять предначертаний, уготованных человеку еще в утробе матери.

                Собственная природа и собственные дела связывают человека,
          и поневоле он делает то, чего в ослеплении не хочет делать.

                  Все дела творятся свойствами природы, ослепленный же
            сознанием своего "я" думает: "Я творю".

                         О ЖИЗНИ И СМЕРТИ

                 Союз указывает на будущую разлуку, рождение - на близость   неизбежной смерти.

                 Во всяком рождении присутствует смерть, в здоровье-  болезнь,
                       в успехе - неуспех, в юности - старость.

                 Ничто не грозит спелому плоду, кроме падения;  ничего
                     не грозит рожденному на свет, кроме смерти.

                 Одиноким приходит человек в мир, одиноким уходит
             из мира, один вкушает он плоды своих добрых и злых дел.

                 Сегодня еще они смеялись, пели, и вот их уже не видно - такова власть времени.

                  Кто был утром, того нет в полдень. Кто был в полдень,  того нет ночью.
              Кто был ночью, того уже не видно. Обманчивым чарам подобен наш мир.

                 С той первой ночи, когда вселяется человек в материнское лоно,
             с той поры день за днем неуклонно  приближается он к смерти.

                  Каждый миг незаметно для глаз разрушается наше тело, подобно необожженному
             горшку, поставленному в воду. Мы же обнаруживаем распад, когда он уже совершился.

                  Мы радуемся закату и радуемся восходу и не думаем о том,
                          что ход солнца отмеряет нашу жизнь.

                       Каждому новому времени года радуются люди,
                             между тем как со сменой времен года уходит их жизнь.

                 Подобно актеру, человек какой-то миг играет ребенка; какой-то миг - юношу,
               погруженного в удовольствия; затем он играет то бедняка, то богача;
                а под конец, одряхлевший  и покрытый морщинами, уходит за занавес бога смерти.

                 В доме, где жили многие, остался один; где жил один, не осталось никого.
             Будто днем и ночью бог смерти играет в кости со своей супругой,
             и земля служит им доской, а живые существа - костями.

                  Стоит нам услышать, что из соседского дома что- нибудь похитили ,
            как  мы начинаем стереч свое жилище.
           Что же не боимся мы бога смерти, день за днем идущего от
                                                                     дома к дому и похищающего людей?

                    Текут и не возвращаются вспять речные потоки;
                текут дни и ночи, унося с собой людские жизни.

                    Время никого не любит и никого не ненавидит,
                      время ни к кому не равнодушно - оно уносит всех.

                     Что ты страшишься смерти , глупец, словно она отпустит испуганного?
             Сегодня или через сотню лет смерть  настигнет все живущее.

           Даже с собственным телом невозможно быть вечно, -  что же говорить о других существах?

              Из пяти элементов составилось это тело, на пять элементов оно снова распалось,
             каждая часть вернулась к своему источнику - о чем же горевать?

                         Распадаются частицы - вот все, что происходит.
                         Разъединение частиц - вот что такое смерть.

                          Кто горюет о мертвом, об утраченном, о прошедшем,
                  тот лишь прибавляет к печали печаль и терпит двойное бедствие.

                            Неизбежна смерть рожденного, неизбежно рождение умершего.
                                                - Не печалься же о неизбежном !

                        Мудрый не оплакивает ни умерших, ни живых.

                                                               ОБ ОТРЕЧЕНИИ

                       Что пользы устремлять сердце к приобретению, ведь исход его - утрата;
               к жизни, ведь исход ее - смерть; к встрече исход ее- разлука?

               Радостей, что были у меня, уже нет. Те, что  могут прийти, не мои.
               То, чему я радуюсь сейчас, мгновенно. К чему же все это?

                  Стоит разумному человеку вспомнить о страшном посохе смерти, как
           сбрасывает он с себя все треволнения, словно кожаные  одежды, промокшие под дождем.

             Сколько создает человек привязанностей в своем сердце,
               столько же вонзается в его сердце стрел скорби.

                     Откажись от одного человека ради семьи, откажись от  семьи ради общины,
            откажись от общины ради страны. Ради  своей души откажись от всей земли.

               Всем своим существом следует отказаться от общения; если же отказаться от него нет сил,
                    то надо общаться с благими, ибо общение с благими - целительное средство.

                     Всем своим существом следует отказаться от любовной  страсти; если же отказаться
             от нее нет сил, то надо питать ее ксвоей жене, ибо жена - целительное средствою

                   Остерегайся всех женщин, даже имени их избегай, если желаешь себе добра.

                        Что толку беспокоиться из -за  газелеоких? Даже
                    собственное тело не стоит тревоги, тем более - чужое.

          Не поддавайся похоти при виде женщины с нежной  кожей и пышным телом.
          На деле перед тобой лишь неприглядное мясо да жир. Помни эту истину и сохраняй равнодушие.

           Груди - комья мяса уподобляют золотым сосудам;  рот - вместилище слизи - луне; бедра,
           извергающие нечистоты, - хоботу слона. Так возвышают поэты жалкую оболочку женщины.

           Пока мужчина не пресек влечения к женщинам - пусть самого малого,
         до тех пор разум его привязан к бытию, как  сосущий теленок к корове.

                  Две ошибки совершил творец: создав женщин и золото.

            Сущность всего - майя, сущность майи - женщина , сущность
                                        женщины - соитие;  счастье тому, кто отказывается от него.

              Как вести себя с женщиной? - Не смотри на нее. - Как быть, если посмотрел?
             - Не заговаривай с нею. -Как быть, если она заговорила? -Отойди от нее.

                  Влечение к образу, звуку, вкусу, запаху и прикосновению -
           вот пять нечистот в этом мире. Стремись к победе над ними.

                    Наслаждения, рожденные прикосновением, -  источник зла,
            они имеют начало и конец. Мудрый не станет радоваться им.

             Прекрасны лунные лучи, прекрасна зеленая лужайка в лесу, прекрасна радость в общении
             с достойными, прекрасны сказания  поэм, прекрасно лицо любимой, на котором дрожат слезы
             гнева, - но когда разум постиг бренность всего прекрасного, ничто уже   больше не прекрасно.

                   Вверху и внизу, вокруг и в середине - все в мире оковы.
                   Пойми это, и никакое существование не привлечет тебя.

             Человек приходит в деревню и , переночевав, на другой день
             снова отправляется в путь.
             Точно такие же стоянки для нас -  отец, мать, дом, богатство.
             Мудрый не привязывается ко всему  этому.

              Оставь все, что причинит тебе печаль, страх, зло,   что  рождает утомление,
             - откажись от этого, будь то часть твоего собственного тела.

             Тот лишь воистину бесстрастен, кто бесстрастен смолоду.
             Кто же не ощутит покоя, когда его оставят жизненные силы?

         Следует обуздывать речь, обуздывать мысли, обуздывать тело.

           Всякое страдание в этом мире коренится в бытии. Кто по неведению творит звенья бытия,
            тот , глупец, вновь и вновь подвергается страданиям.
            Не творите же звеньев бытия, зная, что оно - источник страдания.

           Всякое страдание коренится в сознании. Уничтожь сознание, и ты уничтожишь
             источник страдания.Всякое страдание коренится в стремлении.
             Уничтожь стремление, и ты уничтожишь источник   страдания.

            Бессмысленно это существование, в котором чередуются рождение,
            смерть, старость, болезни, страдания.    Благо  покинувшему его!

            Чего бы ни пожелал человек - желанное ускользает от него.
            Но он достигнет всего, когда перестанет желать.

          Раб своих надежд - раб всех людей, повелитель своих надежд - повелитель всего мира.

        Надежда - источник великой тревоги, свобода от надежд- источник великого покоя.

        Привязанность рождает страсть, за страстью следует печаль.
        Пойми же, что страсть - источник страданий, и шествуй одиноко, подобно носорогу.

             Нет пламени, равного любви; нет зла, равного ненависти;
                           нет несчастья, равного плоти; нет счастья, равного отрешенности.

          Не отрешившийся не знает радости, не отрешившийся не достигает Высшего,
          Не отрешившийся не знает спокойного сна.  Отрешись от всего и будешь счастлив.

                Плод победы - ненависть,. удел побежденного - печаль.
                 Спокоен и счастлив тот, кто отказался и от победы, и от поражениия.

         Словно рыбы в мелководье, мечутся люди, строя козни   друг другу, - страшно мне глядеть на это!

                 Желание рождает печаль,. желание рождает страх.
               Ни печали, ни страха нет у освободившегося от желания.

         Никакие беды не грозят тому, кто не влечется к имени и к образу.

          Тот мудр, тот завершил все дела, кто видит бездействие  в действии и действие - в бездействии.

           "Все сотворенное непрочно", - кто мудро полагает так,  тот преодолевает зло.

             Тот поистине властвует над своими чувствами, кто не радуется
                                                       и не печалится, слыша, касаясь, видя,вкушая и обоняя.

              Не желай смерти, не желай жизни. Жди своего срока, как слуга ждет приказания.

              Совершай надлежащее дело без привязанности, и ты достигнешь наивысшего.

             Я смотрю на блага, приходящие ко мне, и на потери, приходящие ко мне,
             как на одно и то же , как на две свои руки.  Вот я и счастлив.

             Истинно велик тот, кому все равно - счастье или горе; кому все равно - булыжник или золото;
             кому все равно -  приятное или неприятное; кому все равно - хула или хвала.

              Радости полон мир для того, кто смотрит на всех без вражды и предубеждения.

              Блажен тот, у кого радость в сердце. Разве не покрыта  земля кожей для того, чьи ноги обуты?

                   Того называю я брахманом, кто миролюбив среди  враждебных, спокоен среди
                               размахивающих дубинками, отрешен среди привязанных к бытию.

                   Того называю я брахманом, кто преодолел привязанность
                                  и к добру, и ко злу, кто беспечален, бесстрастен , чист.

                   Того называю я брахманом,чей путь неведом ни богам,
                                           ни людям, - просветленного, лишенного желаний.

              Того называю я брахманом, для кого не существует ничего ни в прошлом,
               ни в будущем, ни в настоящем; кто ничем не владеет  и ни к чему не привязан.

                  Что же я разъяснил? Существует несчастье - вот что я разъяснил.
                             Существует источник несчастья - вот что я разъяснил.
                             Существует прекращение несчастья - вот что я разъяснил.
                              Существует путь к прекращению несчастья - вот что я разъяснил.

                           В отрешенности - конец всех печалей.

                                              О ПРЕХОДЯЩЕМ И ВЕЧНОМ

         Грудь, что некогда питала тебя, ты давишь, охваченный страстью; в лоне, что некогда
          породило тебя, ты предаешься наслаждению. Мать снова становится супругой,
          супруга становится матерью, отец снова становится сыном,  сын снова становится отцом.
         Так, словно вращающиеся ковши водочерпального колеса,  движутся существа
          в круговороте бытия, вселяясь в материнское лоно и приходя в мир.

             Мгновенно все сотворенное, смерть - суть рождения; едва
                          возникнув, все разрушается. Блаженны достигшие покоя!

              Из костей сложена эта крепость - тело; мясо и кровь скрепляют ее;
                                  старость и смерть, тщеславие и обман обитают в ней.

        Ничтожен этот мир! Горному потоку подобна наша юность, горению травы подобен остаток жизни,
        теням облаков подобны  наслаждения, сновидению подобен круг детей, друзей, слуг и  женщин.

         Сколько на свете разных путей, разных богов, разных наставников, разных обрядов,
         разных одежд, разных украшений, и все это вместе - одна майя.

               Как две щепки встречаются в великом океане и , встретившись,
         расходятся, так встречаются и люди.

               Словно встреча на дороге - наша жизнь с женой  и близкими.

          Жизнь наша - словно мираж, исчезающий во мгновенье;   зная
                             это,  сходись с добрыми людьми ради добродетели и благополучия.

           Разрушение - удел тела, счастье - обитель несчастья, встреча связана с разлукой.
                              Непрочно все возникшее!

              Тень облака, привязанность злодея, свежие зерна, женщины,
                                                                         юность и богатство недолго радуют нас.

               Кто я? Кто ты? Что этот мир? Кто и зачем творит это зло?
         Один приходит в мир, другой уходит. Вся жизнь - цепь мгновенных перемен.

               Здесь ничего нет, и там ничего нет; куда я ни пойду,нигде ничего нет.
          Поразмыслив, я вижу, что в мире ничего нет, кроме познания самого себя ничего нет.

              Брахман, духовный по природе, неделим, лишен частей,
          бестелесен - лишь ради нужд поклоняющихся приписывают ему образы.

        Ни науки, ни учитель не помогут постичь высшее существо-  лишь самому можно постичь его.

                   Нет конца познанию, а жизнь скоротечна. Так не лучше ли,
              оставив сети наук, предаться размышлениям о высшей истине?

           Сноведению подобен мир, полный привязанности и отвращения.
           Ослепленному он кажется действительностью,просвещенному - обманом.

         Взирай на мир, как на пустоту, освободись от сознания  своего "я", - и ты победишь смерть.

         Для ослепленного страстью весь мир - одни женщины, для просвещенного весь мир - Брахман.

                В ослепленье говорят поэты о смерти. Обман - вот как я
             называю смерть, не обман - вот как я называю бессмертие.

          Кто видит во всех существах единую непреходящую сущность, кто видит в раздельных нераздельное
            тот наделен благим знанием. Кто видит во всех существах многообразие и раздельность,знание
            того ослеплено страстью. Кто, не заботясь о причине и не постигая сущности, привязан к одному,
            словно ко всеобщему,знание того темно.

              Кто постиг неразрушимое, вечное, изначальное, непреходящее
                                                       -  как может тот убивать или понуждать к убийству?

              И бессмертие, и смерть обитают в нашем теле: смерть приходит
                                                                               от заблуждения, бессмертие от добра.

            Кто думает, что знает Брахмана, тот не знает его; кто думает, что не знает его, - тот знает.

                "Я", "мое" - вот семя мирского бытия.Когда нет ни меня,  ни моего, бытие угасает.
          Без семени нет рождения, как нет огня  без топлива.

              Как реки, лишившись своих имен и образов, вливаются в океан, так просвещенный,
        освободившись от имени и образа, сливается с  высшим божественным существом.

         Что здесь, то и там ; то и здесь. Кто видит в мире множественность, тот идет от смерти к смерти.

           Разве станет печалиться тот, кто во всех разрозненных существах  видит единое начало?

                 Тот истинно видит, кто видит высшего владыку, равно
           пребывающего во всех существах и не гибнущего с их гибелью.

                Вера освободит тебя и уведет за пределы смерти.

            Кто видит в себе все существа и себя во всех существах, тот  не отвращается от своего состояния.
            Откуда придут ослепление  и печаль к видящему единство, знающему,  что все существа - одно
            с ним самим?

                                           Бог - в воде,
                                     Бог - в равнине,
                                     Бог - в вершине горы,
                                     Бог - в пылающем огне,
                                     Бог - повсюду.

            Нет ничего отличного от Брахмана. Если что-либо кажется иным, чем Брахман, это мираж.

            Поистине, Брахман это бессмертие, Брахман - впереди, Брахман - позади,
           Брахман - справа и слева, он простирается вниз  и вверх, он - все сущее, он - величайший.
 

             "Я - Брахман" - вот  верный путь просвещенных к освобождению.
               "Мое" и "не мое" - таковы два пути: от уз и путь освобождения.

                Брахман - блаженство. Ибо, поистине, существа рождаются  от блаженства;
                рожденные, они живут блаженством; умирая, они вступают в блаженство.

                   Все, что существует в этом мире, погружено в высшее существо.

              Вжизни есть "я" и Брахман, после смерти - один Брахман.

              Ничто нигде и никогда не рождается и не умирает -
                            то Брахман являет образы мира.

                                                 Брахман есть Атман.

                                    В Атмане все становится единым.

              Одну и ту же нить продевают сквозь золото, жемчуг, кораллы,   глину.
        Один Атман пребывает в коровах, лошадях и людях, слонах  и газелях, червях и насекомых.

        Меньше малого, больше великого скрыт Атман в сердце каждого существа.

         Вот мой Атман в сердце - меньший, чем зерно риса, чем ячменное зерно,
         чем горчичное семя,  чем просяное зерно, чем ядро просяного зерна.
         Вот мой Атман в сердце - больший, чем земля, больший ,
          чем воздушное пространство, чем небо, чем все миры.

          "Не это! Не это!" - так определяется Атман. Он непостижим, ибо не постигается; неразрушим,
          ибо не разрушается; неприкрепляем, ибо не прикрепляется;  не связан, не колебается, не подвержен злу.

                     Высшая истина - в безмолвии просветленного.
         Он находится во всех существах, он отличен от всех существ,существа не
       знают его, его тело -  все существа; он правит всеми   существами, пребывая в них.  Это Атман.

                   Он все,что было и что будет, он вечен,постижение его-
        победа над смертью. Нет другого пути к освобождению.

                      Неуничтожимо то, чем пронизан этот мир.
                    Никто не в силах уничтожить непреходящее.

                     Не ради существ дороги существа, но ради Атмана дороги
                существа; не ради всего сущего дорого все, но ради Атмана    дорого все сущее.

                     Ты - мать и ты - отец, ты - родич и ты - друг, ты - знание
                и ты - богатство. Ты - все для меня, о бог богов!

                       Наше "я" - лишь отражение высшего существа.

                        Основа всего сущего Атман. Ты - одно с Тем.

                         Что ты - то и я, что я - то и ты. И я, и ты, и все
                              существа - всегда в одном.

                        Поистине, это и то - одно и то же. В этой мысли-
                                  невыразимое блаженство.

              ПРИМЕЧАНИЯ

            АТМАН -высшее индивидуальное начало, пронизывающее все сущее,  коррелат Брахмана.
            БРАХМАН - высшая объективная реальность, абсолют, лежащий   в основе всех явлений.
             брахман - член высшего жреческого сословия в Индии.
               ВЕДЫ - древнейшие литературные памятники индуизма, состоящие из гимнов,
                ритуальных формул и комментариев к ним.
             ГУНДЖА - кустарник, приносящий темно- красные ядовитые ягоды.
               ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ - эпитет брахманов, а также членов воинского  и торгового
                сословий, приобщившихся к знаниям и тем самым   как бы достигших второго рождения.
             ЙОДЖАНА - мера длины ( 15 или 17 км).
             КАЛИ - железный век, последний из четырех в индийской мифологии
                                (наряду с золотым, серебряным и медным), длящийся сейчас.
                 Корова почитается в индуизме священным животным.
                 МАЙЯ - обозначение непостоянного и переменчивого мирского бытия, всеобщей
                  иллюзии,нереальности.
                 ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ - согласно традиционным верованиям, тела состоят
                   из пяти элементов: земли, воздуха, воды, огня и пространства  (эфира).
              СЕМЬ ОСТРОВОВ -  согласно древнеиндийской космографии, на земле
                   имеется семь материков, составляющих всю сушу.
              ЧАНДАЛА - член одной из наиболее бесправных каст в Индии.
 

                                      КАМА   ДХАРМА   АРТХА
 
 
 home  painting grafika fotosalon folkart LitSalon  museum links

                                                             Copyright  2003. All rights reserved.  Viktor Stepanov

Hosted by uCoz