Вебер Яков Яковлевич
   В рекреации второго этажа Энгельсского краеведческого  музея висит картина, 
 неизменно привлекающая внимание зрителей.

       ...Исчезли знакомые очертания противоположного берега Волги, окутанной пеленой падающего снега.
 Зябко, уныло. Застыли занесенные снегом лодки.
 Вода темная, вязкая. Ее твердеющие
закраины создают однообразный замедляющий ритм. У пристани -
пароход, к сходням которого спшат редкие пассажиры. 
Пришла зима, и жизнь на реке замирает.
       Таково содержание картины " Последний рейс" , написанной
в 1930 году художником Яковом Вебером.
        Художественной общественности Саратова и Энгельса, людям
старшего поколения знакомо имя Вебера - певца Волги, скромного
и трудолюбивого живописца. Его жизнь являеться образцом
окрыляющей человека, всепоглощающей страсти к искусству.
       Яков Яковлевич Вебер родился в 1870 году в селении Голый
Карамыш Сосновской волости Камышенского уезда Саратовской
губернии. Эта немецкая колония была основана в 1765-66 годах
и насчитывала к концу XIX столетия свыше семи тысяч жителей.
Она славилась колесными мастерскими, сарпинковыми фабриками,кожевенным производством.
 Колонисты вели жизнь, восхищающую
деловой энергией и угнетающую безнадежной прозаичностью.


         Вебер Яков Яковлевич

Первую свою картину юный художник написал в 16 лет.
В плохо обеспеченной, мнргодетной семье Веберов на его увлечение искусством смотрели неодобрительно: художество
 казалось баловством, господской забавой. Прочное положение
 ремесленника-столяра или слесаря - таким виделось отцу
 Якова Вебера будущеесына.
         Однако в избрании жизненного пути Яков Вебер проявил 
редкостное упорство и настойчивость. Уже взрослым человеком,
27 лет, имея семью, он преодолел сопротивление родных и сель-
ского схода, не выдавшего ему свидетельтво, и приехал в Саратов
учиться искусству. Вебер поступил копиистом в художественный
музей имени А.Н.Радищева, но нетворческий, ремесленный
характер работы не приносил удовлетворения. В Саратове Вебер
сблизился с В.В. Коноваловым, замечательным художником,
участником Передвижных выставок, и В.Э.Борисовым-Мусатовым,
выдающимся живописцем, чья печальная муза, однако, на родине
художника была признана с большим историческим и эстетичес-
ким опозданием. И Коновалов, и Борисов -Мусатов укрепили
Вебера в его стремлении учиться. Вебер уезжает в Москву и
непродолжительно работает в мастерской Константина Коровина.

   Первый учитель Вебера оценил способность ученика и
советовал ему поехать в Париж, эту "Мекку художников".
Во Францию Веберу не суждено было попасть; вскоре он оказался
в стенах недавно открытого пензенского художественного училища.
             Атмосфера этого училища определялась личностью его
ректора -К.А.Савицкого, известного художника-передвижника.
Уважение к натуре, непрерывное ее изучение, интерес к народной
жизни, повседневному, будничному - принципы, усвоенные 
в первые годы учения, стали путеводными в творчестве Вебера.

      Из 35 живописных работ Вебера, хранящиеся в Энгельсском
краеведческом музее, одна -"Въюга. Лошадь под навесом" - написана в конце "пензенского" периода, в 1903 году.
 Собственно, никакого изображения въюги в картине нет.
          Под навесом стоит рыжая лошадь, рядом в санях - зарывшиеся
в солому куры, а на ветру полощется цветное тряпье. Но понурый
облик животного и зябко прячущихся птиц, разметанные ветром
тряпки вызывают полнокровное ощущение зимнего ненастья.
Пейзажный мотив выражен языком бытового жанра. В этой работе
Вебер выступает вполне зрелым художником. Но требовательность
к себе заставляет продолжить годы учебы.
             В начале века Яков Яковлевич поступает в Академию
художеств, в которой ему пришлось учиться долго, так как необхо-
димость помогать семье постоянно отвлекала его, заставляя давать
уроки и выполнять частные заказы. Тем не менее Вебер упорно
учился, участвовал ежегодно на выставках, его кртины посылались
в Голландию, Швецию, Италию и много раз отмечались премиями.
Характерно, что его волжские этюды произвели столь сильное
впечетление на И.Е.Репина, что знаменитый живописец предложил
Веберу перейти в его мастерскую. Званием художника Академией
художеств он был удостоин в 1909 году.

            Лодка с парусом .1930

    В 1915 году Яков Вебер возвратился на родину. 
Он поселился в селе Щербаковке (Мюльберг) и не пожелал
расстаться с налаженным деревенским бытом даже тогда, когда
президент Академии художеств И.И.Бродский предложил ему взять
руководство кафедрой пейзажа.
        Вебер, однако, совсем не напоминал деревенского анахорета.
Он обучал сельскую молодежь грамоте и рисованию, руководил
республиканской изостудией, преподавал в Энгельсском доме
народного творчества (естественно, неофициально), принимал
деятельное участие в жизни детской колонии ( чем заслужил звание
"друга молодых коммунистов").
          Ему было трудно расстаться с Волгой, которая стала всепогло-
щающей темой его искусства.Волгу называют "главной улицей Росии".
Яков Вебер предпочитал видеть эту улицу пустынной, когда жизнь
природы выступает не отголоском человеческго существованя, а
раскрывается как самоценность, полная смысла и богатства
изменчивых обликов. Он воспринимал мир спокойно и рассудитель-но, может быть, немного педантично.
Вебер создавал картины так же добротно, как некогда
 выполнял слесарные и столярные работы.
            Рассветы и закаты, полуденная дрема осиновой рощи,
зимнее оцепенение природы, могучие разливы реки, повседневная
жизнь "главной улицы России"- вот что составляет содержание
многочисленных полотен Вебера. Он был искренен и наблюдателен,
избегал и боялся пафоса.

.
     Особенности языка Вебера  заключаются в спокойной
повествовательности , скромности мотивов, традиционности 
изобразительных средств. Он остался верен принципам русского 
пейзажного искусства второй половины XIX века.
       Вебер пробовал писать и историко-революционные картины,
но в этом жанре у него не было значительных достижений.Патетика
и подчеркнутая экспрессия драматических коллизий мало соответствовали его спокойному размеренному
 мироощущению. Живописцу,погруженному в естественную
 и вечную жизнь природы, социальные катаклизмы должны 
были представляться неким "отклонением" от
предустановленного порядка вещей, грозными неожиданностями,
фантомами, непосредственно влияющими также и на
собственную судьбу художника
 

        Варка арбузного меда.1937

    Зимой 1921 года Вебер был схвачен действовавшей в
Заволжье бандой Пятакова, и только заступничество учеников и
односельчан спасло его от расстрела. Отзвук этого события
слышится в картине "Под лед", мрачный колорит и натуралистиче-
ские подробности которой отвечают жестокому содержанию
произведения. Все же влечениям художника больше отвечали другие
сюжеты, жанровая природа которых передавалась спокойно, без
показной увлеченности, с уважением к любой подробности и без
подчеркивания каждой из них. Вебер разделял взгляды голландцев
на природу бытового жанра: в несуетности ежедневного существо-
вания есть свой высокий смысл и своя жизненная правда.

          В 1937 году по заказу Республиканского музея написана
          картина "Варка арбузного меда". В самом заказе заключен некий  элемент социальной экзотики жизни  немецкой автономии,
 впрочем, весьма незначительный и - в соответствии с методом
 мастера -отнюдь не акцентированный им.
  Собственно, будничный жанровый  этюд занимает художника
не больше, чем решение трудного живописно-пластического
  мотива - жаркого пламени печи в истоме летнего знойного дня.
   Вебер был и остался пейзажистом! Проведенное на Волге
   послереволюционное двадцатилетие, может быть, не самые плодо-витые годы художника,но самые"ровные",
  - по стабильности резуль- татов, ясности цели,  мере
  погруженности в творчество. 
         Летом Щербаковка превращалась в художническую дачу: живописцы Саратова очень любили писать окресности деревни
. Близость к ним   и многолетняя дружба не изменили, однако,
общей тональности  искусства Я.Вебера, восходящей к 
Савицкому,  отчасти -к Шишкину.
  Это не "пейзаж настроения", не саратовские лирические
 "смазанности". Вебер не подчиняет мотив выражению душевного
   движения, а растворяется в нем, стремясь передать прежде всего
  естественную сложность яления. Такой метод требует глубокого
   огружения в жизнь природы, строгой дисциплины ума и чувства.

     Уголок леса. 1936


       Весенний пейзаж
            "Восход луны", "Ледоход", "Весенний разлив", "Поселок
в степи"...Вебер не отдавал прдпочтения ни одному состоянию
природы, любил грозы и затишья, с не ослабевающим с годами
интересом писал околдовавшую его Волгу.
                 Он был известной р республике немцев Поволжья
личностью, был удостоин звания заслуженного художника респуб-
лики, руководил изостудиям, много занимался с млодежью,
оставаясь при этом скромным и всецело поглщенным страстью к
искусству человеком. Незадолго до смерти в одном из своих писем
он исповедовался :"..Я ведь именно человек коммунизма, но свобода художника мне слишком дорога - заказы не люблю,
 если они тормозят свободу художника". 
И еще:"...Продавать свои работы я никогда не мог.
Даже цена на выполненные работы я не мог
назначать - противна была всякая "торговля", и теперь таким
ненормальным остался".
 

 
  Яков Вебер разделил судьбу своего народа, только
несолько "опередив" ее: он был репрессирован в 1937 году.
Честное и искреннее искусство художника вызывают 
глубокое уважение.

                                                                 Э.Н.Арбитман
 
                                                 ЯКОВ ВЕБЕР
                                     КАТАЛОГ  К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
                                                         ЖИВОПИСЬ
                                                        САРАТОВ 1995


 


 

   Немцы Поволжья_ Историко-краеведческий и генеалогический форум
      художник.Яков Вебер  http://forum.wolgadeutsche.net/viewtopic.php?f=277&t=1349

 Статья к дню рождения Якова Вебера  (много его фото и фото картин)
 
 
 
  home fotosalon  painting grafika  folkart  links museum

 

                                            Copyright  2004-12. All rights reserved.Viktor Stepanov
 

Hosted by uCoz