Basil Art Gallery PAINTING

 

                     Мошников  
        Владимир Александрович,  

             род. 30.11.1951 г.д.Гуляево.  
                Вытегорского р-на,  
             Волгоградской обл.  
           Окончил ОГПИ в 1974 г.  
      Участник областных,  республиканских,  
              зональных , зарубежных  выставок.  
                  График.  Член СХ РФ. 

Moshnikov Vladimir 
Саратовский художник Владимир Мошников 
Участник хвалынских  пленеров
    
Pik1 Moshnikov Vladimir     -Владимир,аромат рубежа тысячелетий проник,  
    кажется, во все земные поры. Люди немного сошли  
     с ума на этой почве. А у тебя по стенам мастерской  
     развешаны импровизации на тему "Божественной  
     комедии" Данте. Что, время для тебя пустой звук?  
           -Время для меня,конечно, не пустой звук.  
      Но в искусстве, как и , наверное, в обыденной жизни,  
      постоянно делаешь выбор между сиюминутным его  
      течением и тем, что называют вечностью.  
           - Но почему Данте? Не потому ли, что он, как и мы,  
     жил на рубеже пусть не тысячелетий, но веков?  
           -- Видишь ли, ощущения рубежа является чувством  
    больше внутренним, чем внешним. Одному человеку  
    думается: да нет никакого рубежа! Значит, у этого  
    человека его и не будет. Другой отчетливо слышит,  
    чувствует приближение рубежа времен. Для него он  
    может стать источником дополнительной творческой энергии,  
    продвинуть резко к осуществлению жизненной цели.

 

     - Так что же решал Данте? Что общего у нас с ним?  
Ведь разделяют-то семь столетий!  
   -Данте многое подскажет тому, кто этого,конечно,  
желает. Переживаемая им, его Флоренцией 1300-х годов  
ситуация во многом схожа с нашей, российской, конца  
второго тысячелетия. Как и многие сейчас, он был всего  
лишон, выброшен из старого мира в новый, к которому  
так трудно приспособиться.  
   Но ведь есть и проблемы, имеющие иные причины и  
источники - внутренние. Их он представлял в виде леса.  
Дойдя до середины жизни, Данте ощутил себя в  
непроходимом лесу. Он сам его вырастил, накапливая  
год за годом грехи, нерешенные проблемы и прочее.  
Данте начинает осозновать что бесцельно блуждая в  
 этом страшном лесу, он может так и не выйти из него.  
       И эта катастрофа - блуждание по лесу собственных  
ошибок - может оказаться куда более разрушительной,  
чем катастрофа внешняя, которую можно смягчить,  
как-то выкрутиться, приспособиться к изменившимся  
общественным и материальным обстоятельствам. 

 
  Ведь куда уйдешь от себя? В какой угол забьешься?  
  --Мрачновато! Ситуация без выхода?  
       - Выход, конечно, есть. Но вопрос этот всегда решается  
 индивидуально. Только внутренняя трансформация, 
духовное развитие может помочь человеку найти выход.  
Всякий рецепт массового спасения является очередной  
красивой иллюзией.  
      -  Широки врата в ад,. но узок путь к истине?  
     Герой "Божественной комедии" видит впереди себя  
Холм Спасения, стремится к нему, да только прямого хода  
туда нет. Мешают заблуждения, от них надо очищаться,  
а сделать это ох как трудно! 
- Недаром говорят, что человек рождается дважды. 
    Первый раз - физически, второй - духовно. Но в чем же 
    все-таки конкретика преодоления временного рубежа? 
    Человек просыпается в первый день нового века, тысячелетия 
     - вокруг него те же картины, то же небо, те же люди... 
      В  чем же разница? 
             -На такой вопрос трудно дать простой ответ. Ведь это 
      касается чувств, ощущений, тонкой материи.
 

             Многие саратовские художники знают, в какой точке 
      хвалынских окрестностей у Петрова- Водкина проснулось 
     космическое сознание. И некоторые крутятся вокруг этого 
     места, надеясь пережить подобное. В свое время и я делал 
     это - также безуспешно. 
      Но однажды прямо из Хвалынска уехал погостить 
      в Тамбов к маме. И  вот в ее садике на окраине города, 
      когда я глядел на деревья, на плывущие надо мной легкие 
     облака, в моем сознании произошел настоящий взрыв. 
      Я понял, что облака - всего лишь маленькая преграда 
     перед постоянно разворачивающимся огромным 
     пространством Вселенной - Божьим миром. 
             Это был прорыв в чувствах, ощущениях, понимании 
     вещей, кардинально изменившей всю внутреннюю картину 
     моей жизни. Произошло открытие чего-то очень 
     важного для меня. Прежнее, большей частью 
     материалистическое мышление, само видение мира стало 
    меняться на иное. Я начал осозновать, что главным  
    является  внутренний, скрытый от внешнего,  
     поверхностного взгляда план. 
       Это невозможно понять логически. Только на уровне 
        внутренних ощущений.

 
 -Но что такое сам худлжник? Ремесленник? Творец?  
Пророк, призванный "глаголом жечь сердца людей"?  
    - Исторически понятие художника связано с ремеслом.  
Есть живописцы, живущие подобно птичке божьей.  
Та поет, не думая о дне завтрашнем, и сыта бывает.  
И живописец рисует все подряд, что на глаза ему попадается,  
добывая таким образом на пропитание. Отложив кисть, он  
спокойно занимается любыми  другими делами.  
     Это нормально, ничего плохого в этом нет.  
 Но бывает и по-другому, когда простое отражение внешнего  
мира становится  недостаточным. Когда всем своим  
существом начинаешь ощущать, что смысл творчества  
может быть и в другом, в чем-то гораздо более сложном,  
 важном. 
Pik3 Moshnikov Vladimir
 
  К выражению "глаголом жечь сердца людей" я отношусь  
настороженно, для меня стремление к этому может стать  
проявлением гордыни. Мне ближе выражение "спастись бы  
самому". И здесь возникает очень серьезная проблема  
художника как тонко настроенного инструмента.  
    Среди художников встречаются очень сильные личности.  
Активные, полные энергии люди. Их собственная  
заряженность прорывается  на холст, они многого могут  
достичь в творческой самореализации.  
    Но, чтобы почувствовать энергию божественную,  
собственный импульс должен быть как бы притушен.  
Необходима постоянная  внутренняя ориентация на то, что  
работает не только твоя, но и иная сила, более значимая  
для твоего творчества. 
Pik2 Moshnikov Vladimir
 

  Недавно в Саратове прошла выставка картин Николая  
Гущина - выдающегося мастера уходящего столетия. Глядя  
на его работы, ощущаешь некое мистическое чувство.  
     На развитие живописи XX века сильнейшее влияние  
оказали Сезанн, Ван Гог и Гоген. Многие художники  
развивали заложенное ими. Но был и Редон - представитель  
суггестивного, внушающего искусства.  
   Для обыденного взгляда бльшой разницы между Сезанном,  
Ван Гогом, Гогеном и Редоном нет. Она таится в глубине и  
выражает собой совершенно разные реальности: мир  
видимый и невидимый. Именно стремление отразить  
невидимый мир пластическими средствами связывает  
Гущина с Редоном. За внешним, что изображено на их  
полотнах, находится скрытый план. И именно он  
является главным.  
        В начале прошлого века в Англии творил выдающийся  
художник Блейк, он же философ и поэт. Он не имел  
никаких регалей, только работал, работал и работал.  
Вокруг него собралась группа единомышленников. При его  
жизни многие из них  стали академиками, признными  
мастерами. Но со смертью Блейка угас и их творческий  
импульс. Божественная энергия неровно выливается на  
людей, в том числе и на творцов. Бывает , что  энергии одних  
хватает и на тех, кто находится с ними рядом.  
--    Не на этом ли основан и весь шоубизнес с его  
кумирством и ажиотажем поклонников - слабых людей,  
желающих подзарядиться за плату? Пусть даже это идет  
подсознательно. Однако потертая о магнит железка  
 магнитом  не становится, хотя на секунду-другую и сможет  
притянуть пару гвоздей.


 
 
            - Творческий  импульс - основной источник всякой  
          формы творческой реализации.  
          В России каждый год из художественных учебных  заведений  
          выпускается, наверное, с тысячу человек. А из них за два-три  
          года настоящими профессионалами становятся, может быть,  
          один-два. Главной причиной неудачи остальных как раз и  
           является недостаточность творческого импульса.  
           Бывает, и у признанных творцов пропадает, иногда на годы,  
          желание работать. Творческий импульс слабеет, и тогда любая  
           материальная причина становится преградой для работы.  
          Отчего такое случается? Ответа нет.Но не дай Бог  
          такое испытать!  
          Я придерживаюсь той точки зрения, что у каждого человека  
           есть свое предназначение. Не только у представителей  
            творческих специальностей.  
           Как  определить свой путь в жизни? Ответ, в общем-то,  
            прост. Если тебе не нравится твое занятие, если чувствуешь,  
            что просто тянешь лямку, значит, занимаешься не тем.  
            Постепенно накапливается чувство неудовлетворенности,  
            приходит обескураживающее понимание, что жизнь  
            проходит напрасно. Так пробуй себя в другом, третьем, пока 
            не поймешь, не почувствуешь - вот твое!  
        -- Если говорить об интенсивности нашей жизни, то есть 
          гипотеза: человек живет не по астрономическому, а по 
          собственному времени. Два человека, прожившие, допустим, 
          по 70  календарных лет, на самом деле - об этом якобы 
          говорят их костные показатели - прожили разное количество 
          лет. Один, условно говоря, лентяй - "недожил" лет 20. 
          Другой, прожив богатую событиями и эмоциями жизнь, 
           реализовал себя на полную катушку и забежал лет на 20 вперед.
 

                 - Да, календарное время мало что определяет в жизни 
            человека. Но я бы здесь уточнил. Есть интенсивность 
           проживания внешней жизни. И есть интенсивность внутренней 
           жизни, и она определяется совсем иными  показателями. 
           На духовном уровне каждый человек начинает с нуля, 
            вновь переживая все этапы, которые до него переживали 
            другие. Интенсивность, качество преодоления внутренних 
            рубежей и есть личное время человека. 
                   -  Помогу тебе здесь цитатами.Например,Илья Пригожин, 
             Нобелевский лауреат, утверждает, что время - это нами же 
             созидаемая конструкция. Собственнре время конструируется 
             каждым в каждый момент бытия. А по мнению Льва Гумилева, 
           одного из своеобразнейших историков-этнографов, вклад 
            каждого человека своего собственного времени в общую 
           копилку формирует время общности. Вклад этот различен. 
           Различны поэтому исторические эпохи обществ, государств. 
                  - В "Розе мира"  Даниил Андреев говорит, что в истории 
          были эпохи, когда единицы людей концентрировали в себе 
           духовную жизнь, а остальные были поглощены материальным. 
           Но были, наоборот, эпохи, когда массы людей вели духовно 
          насыщенную жизнь. 
                 Во всех  творческих реализациях есть нечто общее. 
            Это и важно. А совсем не календарное время. 
             Мы  точно не знаем характеристик сложного, 
             непрямолинейного времени. Например, вертикального- 
              вразрез общепринятому. Но оно есть, мы его ощущаем, оно 
            прорывается в творчестве.

 
Pik4 Moshnikov Vladimir           -Неужели содержание эпохи совсем не влияет 
       на творца? В советские годы, например, все мы испытывали 
      сильнейшую информационную жажду. Да и сейчас получить 
       полномерный доступ к мировой информации является для 
       большинства проблемой - не хватает навыков, традиций, 
       знания языка, технических возможностей. 
        -Когда я осознал, что для меня искуссиво является 
       духовным путем, моей дорогой к Богу, то понял и следующее: 
       не количество информации определяет качество творческого 
       процесса. Здесь важен объем прочувствованной, прожитой 
        информации. Тогда и не будешь ощущать при общении с 
        художниками Запада своей информационной неполноценности. 
        Провинциализм заключается, как известно, не в 
        малочисленности сведений, а в упрощенном мышлении.
 
    -А как быть с традициями, той же саратовской школой  
живописи? Какова здесь соотнесенность со временем?  
     - В началеXX века стали говорить о теории чистого листка.  
Главным стал принцип новизны. Чем  меньше художник  
слышит, видит и говорит, чем чище его сознание, тем  
своеобразнее реализация художественного замысла.  
    Но ведь мог же Бог создать одного человека - огромного,  
живущего тысячи лет?  Между тем, Он предпочел ему  
огромное количество маленьких, живущих очень недолго  
людей. И у каждого нет другого пути, кроме как побыстрее  
перенять опыт предшественников, прибавить к нему свой,  
если удастся, и передать следущим за ним.  
     Мы с рождения запрограмированы на работу в традиции.  
Другого нам просто не дано.  Это в полной мере относится  
и к искусству. Можно ли избежать"вращивания" в традицию?  
Что ж, вот перед тобой культура, выпестованная творившими  
до тебя деятелями. Возьми и "перепрыгни" через нее.Сделай  
 вид, что до тебя никого и ничего не было. Или "пробеги"  
эту  культуру по верхам.  Время сбережешь. Правда, и  
результат будет соответствующий.  
      С другой стороны, чем тоньше идет постижение  
традиций, тем качественнее бедет уже твоя, собственная,  
творческая реализация. "Оригинальность проявляется от  
переизбытка", -учил нас П.И.Басманов.  
      Что касается саратовской школы живописи, то именно  
ей выпала судьба стать в России проводником нового  
импрессионистского взгляда на мир.  
      В 30-е годы свойственная Борисову-Мусатову, Петрову-  
Водкину, Кузнецову, Уткину, Матвееву, Савинову, Кареву  
утонченная форма видения оказалась невостребованной.  
Она как бы прервалась, уступив место более простому  
пониманию сути вещей.  
       В целом саратовская школа разделила судьбу русского  
авангарда, обвиненного в формализме, протаскивании в  
советское искусство чуждой идеологии, и была практически  
запрещена на государственном уровне.  
       Вместе с тем, как же удалось Аржанову, Солянову,  
Чудину, нашему с Павлом Маскаевым учителю ленинградцу  
Басманову избежать давления идеологии соцреализма?  
Басманов рисовал, например, маленькие картинки. О нем  
говорили:"Все идут прямой дорогой, а Басманов-обочиной".  
      А все дело в том, что часть старшего поколения  
советских мастеров сформировалась еще до 30-х годов.  
И сумела сохранить, пронести через жизнь основные  
принципы "нормальной"ирусской культуры, заражая  ими  
своих последователей и учеников.  
         В любые времена, в любой ситуации художник должен  
"выжить", суметь сохранить глубинную суть своей  профессии  
несмотря на все материальные искушения и любые  
идеологические "измы". Для этого нужно честно продолжать  
свое дело, ни на что не поддаваясь.  
        Я считаю, что саратовская школа своего потенциала не  
исчерпала, не использовала до конца энергию той идеи,  
ради воплощения которой и появились.
           -С чем же уходит живописный XX век?  
     - Когда-то Малевич выдвинул идею прибавочного  
     элемента. Считалось, что без обновления формы искусство не  
     существует, что каждый мастер обязан внести свою лепту,  
     прибавить нечто небывалое до него.  
      Так ли это?  
      Возьмем яблоко. С самого начала в нем есть все необходимое.  
      Если в яблоко что-то добавить, ему несвойственное, оно станет  
      чем-то другим, яблоком уже не будет. Так и в искусстве. В нем  
      изначально есть все необходимые элементы. Только находятся  
     они в разной, вплоть до зародышевой, степени реализации их  
     творцами.  
             Их можно развить, сделать более значимыми. Как это  
      сделали в прошлом веке импрессионисты со светом. В веке  
       нынешнем активно осваивались тот же свет, конструкция,  
       движение, другие элементы художественной формы. Часто  
       это становилось самоценным и не несло за собой большого  
       конкретного содержания.  
       Можно сказать, что "живописный"XX век -  
        это революция в области художественной формы.  
               -А что впереди?  
        Форма исчерпала себя, все возможное освоено, многие творцы  
        чувствуют, что подошли к грани, за которой - что? Возможно,  
        революция в области содержания.  
        Лет 15 пытаюсь почувствовать и понять умрет ли  
         пластическое искусство в третьем тысячелетии, как предрекают  
          многие, или обретет новое, неведомое пока дыхание?  
          Беседовал на эту тему со многими умными людьми.  
          И ни от кого не услышал отчетливого ответа.  
          И  все-таки ответы есть. Их дали в свое время Бердяев -  
          гредет эпоха духа, и тот же Даниил Андреев - будущее за  
          сквозным реализмом. Живопись все ближе подходит к  
           постижению невидимого мира - очень важного для нас.  
            -  Академик Борис Раушенбах заметил как-то, что  
      внелогическое знание старше логического. Мы не знаем его  
      действия. Оно приобретается как бы помимо науки, поэтому  
      его называют интуитивным и даже  - откровением.  
           -Как и многие, наверное, я ощущаю приближение Неясного.  
       Меня не покидает чувство, что за внешними, так потрясшими  
      нас, переменами приближаются скрытые, внутренние. Что это  
      будет? Как отразится на каждом из нас? Неясно.  
           -Владимир, я во многом согласен с нарисованной тобой  
       словесной картиной. Только не веет ли от нее холодком? Она  
       пронизана нездешней энергией, но теплоты в ней маловато.  
       Человеку свойственно ошибаться. Не слишком ли завышены  
       твои ожидания?  
             -  Возможно, ты прав. Но таков ход моих теперешних  
           размышлений.  

               Беседовал  c художником Владимиром Мошниковым Виктор Бирюлин

 
 
 
 
 home  painting grafika fotosalon folkart museum LitSalon links

 

                                         Copyright  2004. All rights reserved.Viktor Stepanov
 

Hosted by uCoz