Вячеслав Лопатин
Саратовская школа. Эволюция. Контекст. ХIХ-ХХI века
версия для печати
Опубликовано в журнале:
«Волга» 2009, №11-12
 
 
              Лопатин  
    Вячеслав Владимирович 
  10. 07. 1936, с. Бакланово, Орловской обл. 
          Живописец, график 

  В 1955- 1956 учился в Елецком художественном 
 училище, в 1957-1961 - в Саратовском 
художест венноем училище им.А.П.Боголюбова. 
  В 1964 -1968 работал методистом в Саратовском  
областном Доме народного творчества. 
  С 1968 - реставратор темперной живописи СГХМ. 
  Участник городских и областных выставок. 
   Автор ряда персональных выставок, в 
 том числе в СГХМ. 
    Работы представлены в собраниях СГХМ,  
музеев Саратова и области, в частных коллекциях 
 России и за рубежом.

 
 
           Сенокос
 
 <<  И мы тоже были>> 1986. Энкаустика 150x140
Вячеслав Лопатин - художник непростой творческой судьбы. Обвиненный в формализме, он долгие годы был непризнан и до 1980-х годов не имел возможности представлять свои работы зрителям. Тем не менее, он не прекращал работать в графике и живописи.
Вячеслав Лопатин родился в 1936 году в Орловской области. Ребенком пережил войну, оккупацию. В детстве желание учиться получило поддержку родных, и Вячеслав поступил в Елецкое художественное училище, а после его расформирования попал в Саратов, где и живет почти безвылазно более 40 лет. В Донгузе, Чардыме, Кошелях - селах Саратовской области созданы его живописные и акварельные циклы. Учителем Лопатина был Иван Никитович Щеглов, саратовский пейзажист, чье вдумчивое, глубокое искусство и благородство жизненной позиции послужили нравственным ориентиром для начинающего художника. А раскрытию творческой индивидуальности способствовало знакомство с Николаем Гущиным и художественная среда, которую составляло его окружение: В. Солянов, М. Аржанов, В. Чудин. В этом авторитетном окружении Лопатин не потерял индивидуальности, сумел остаться самим собой, художником с твердыми внутренними ориентирами, внятными ему самому и определившими его независимость и самостоятельность творческого пути.
На выставке представлены работы 1956-2006 годов, которые позволяют судить о яркой индивидуальности художника, обладающего высокой творческой культурой. Уже ранняя графика 50-60-х годов - портреты и жанровые зарисовки - поражает свободой композиционных решений, смелостью рисунка, тонко подмеченной характерностью персонажей. Благодаря удивительным графическим приемам, которые он использует для своих работ, мы можем почувствовать скрип снега, услышать звон замерзшего стекла, ощутить жар раскаленного песка на пляже и проникнуться умиротворением корабля, плывущего по спокойным водам реки. В своем творческом методе Лопатин стремится к ясности, путь к которой долог и лежит через противоречия. Трудолюбие и терпение Лопатина не знают предела. В решении темы он буквально зарастает черновиками и вариантами. В поиске много промежуточных стадий, важных только для самого художника, его собственного понимания темы. Он растирает и смешивает краски, выкраивает трафареты в поисках пропорций и композиционных решений. В рисовании, а он себя называет именно рисовальщиком, Вячеслав Лопатин попробовал все, что «оставляет след на плоскости», даже печатные техники, в которых можно обходиться без станка. Но и в живописи художник сумел сохранить непосредственность взгляда на мир, воспринимая его в исконных глубинных взаимосвязях.
Сюжетная сторона его работ - сады, сенокосы, пляжи. Все это, хорошо узнаваемые уголки природы в окрестностях Саратова, Энгельса, в Донгузе, Чардыме, Кошелях в разные времена года и дня. Яркая красочность, теплый колорит делают одни из них зрелищными, радостными, другие листы поражают резкими цветовыми сочетаниями. Лопатин берет цвет условно, более интенсивно, чем мы видим его в природе. Изображение пропускается через весь спектр солнечного луча, как бы погружается в разные цветовые среды. Словно оживают сны и запахи детства: сенокос, ночное, подпрыгивающий за телегой жеребенок на тонких ножках, высокие травы на лугу, вечерние длинные тени... И, как в иконе, в один лист могут вмещаться разновременные события {«Утро. Дождь. Вечер. Село Донгуз». 1967).
В конце 1970 - х годов он начал работу над женскими портретами, задумав их как одно произведение. Пристальный долгий взгляд на предмет изображения вызывает у него желание преодолеть статичность, раскрыть образ в развитии, проследить протяженность времени от настоящего к прошлому и обнаружить нити, идущие из глубины, «мне хотелось в человеке увидеть черты, которые относились бы и к нему самому и продолжались в историю куда-то...»
Выставка представляет лишь небольшую часть работ Лопатина, и не может претендовать на исчерпывающую полноту в составлении портрета активно работающего художника. Непрерывно развиваясь, творчество Вячеслава Лопатина задает нам сегодня много вопросов.
 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВЯЧЕСЛАВА ЛОПАТИНА
 
 
 
 
 
  home  painting grafika fotosalon  folkart   litsalon museum  links
                                                          Copyright  2004. All rights reserved.Viktor Stepanov 

Hosted by uCoz