Basil Art Gallery хвалынск в живописи PAINTING

 
 Хвалынский Антей Сергей Серов. (Мысли о творчестве  С.Г.Серова в связи с его персональной 
 выставкой) 7.7.2011 
50-летний юбилей  художественно-мемориальный 
 музей К.С.Петрова-Водкина 
(филиал Радищевского музея) 
ознаменовал выставкой своего земляка дипломанта 
 Академии  художеств Сергея Георгиевича Серова 
(Род. 1948), чья  творческая и личностная жизнь 
на протяжении десятилетий  связана с музеем,  
а главное – с   Хвалынском.
 
    Сергей Серов.
 
 У каждого художника есть место на земле, 
 к которому прикипела душа и которое становится неким прообразом мира, его символом 
 и олицетворением. В этом смысле Сергею Серову повезло с местом рождения, он земляк самого  
 Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. 
  Хвалынская земля дала ему редкостный  
  вселенский символ связанности   всего со всем.  
   Наглая урбанистика «города химиков и 
   энергетиков» Балакова, где более 30 лет 
живёт Серов, не смогла уничтожить эту 
 связанность быта и бытия, идущего из его 
хвалынского детства. Она всегда пребывала 
 в нём и он, может быть, безотчётно сопоставлял 
 с ней окружающих и самого себя. 
И он снова и снова возвращается в свой город, обладающий магической способностью 
вызывать неиссякаемое вдохновение. 
Сергей, как античный Антей, чтобы взлететь 
 обязательно должен прикоснуться 
 к своей матери - хвалынской Гее.
 
  К.С. Петров-Водкин в Хвалынске
07
 
Все, кто побывал в этих местах, отмечают 
 единение города с   ландшафтом его окружающим: 
  улочки с «утомлёнными прошлой жизнью» 
 домиками поднимаются от Волги в горы и 
 теряются в садах предгорий. 
Сам город открыт бескрайней Волге, находится 
как бы в   центре, на покатостях плоскогорья, 
окружённог о«амфитеатром меловых и песчаных гор». 
  «Сферическая» или как её ещё называют, 
«планетарная» перспектива К.С.Петрова-Водкина 
  «родом» из этого ландшафта,   как бы являющего 
на Земле символ мироздания: земной шар внутри 
полого шара Вселенной. Вот такой, преподнесённый 
 природой, «наглядный урок» устройства мироздания!
 
Здесь через малое можно узреть большое! 
Но открывается оно тем, кто умеет видеть… 
Сергей умеет… Как и К.С.Петров-Водкинон взглянул 
 на хвалынский пейзаж сверху,но Петров-Водкин 
один глаз поместил в ядро земное, а другой 
во Вселенную, а Сергей Серов смотрит на родную 
землю с вершины горы. («Черемшаны.Тризна» 2005). 
Там где у Петрова-Водкина выси безмерные, 
 космические и глубины бездонные,земные, 
у Сергея Серова – дали дальние. 
 Одна из его работ так и называется 
«Хвалынские дали»(2006) .Он строит свои пейзажи 
планами, часто сопоставляя крупные фигуры 
переднего плана с бескрайними заволжскими 
 далями, как в квадриптихе «Времена года» (2005) 
или «Полёт архангела»(2005).
 
        Хвалынск. Сентябрь
 
Часто  в его работах слышится тоска по порушенному 
быту, не избежал это порухи и провинциальный Хвалынск ещё   донашивающий, хотя и в «заплатках», 
 свой купеческий облик («Старый Хвалынск».1983). 
  Сергей воскрешает утраченные навсегда «белые 
 церкви», например, Казанский собор, разрушенный 
в 1930-е годы в картине «Площадь вХвалынске» (2006)  
и Хвалынский остров, остров его детства, который 
  был затоплен в 1967 году при строительстве 
 Саратовской ГЭС. В его картине 
 «Реквием по Хвалынскому острову» (2005) ангелы 
оплакивают покинутые и опрокинутые престолы, 
 сокрытые, как и остров, «рекой забвения».
 
    «Реквием по Хвалынскому острову»
 
 Он остро ощущает драматизм времени из-за обращенной  в  руины традиционно 
Его картины, по сути, «повестий культуры. 
о потерянном времени». Пласты реальности 
спрессовываются у Серова в единое многослойное 
житие и превращаются в палимпсест: сквозь 
 современность просвечивае тушедшая культура. 
Неслучайно, художник часто использует «житийный» 
принцип клейм с картинами-символами 
 культурных стилей вокруг современного «средника». 
 Такова его картина «Безназвания» (1998), где борются 
светлые и тёмные силы, а «поле битвы – сердце 
 человека» или триптих «Зима» (2000).
 
     Освящение источника.2007.
 
 Сергей через творчество пытается в наше время 
деконструкции обрести потерянные смыслы в 
  искусстве начала ХХ века, особенно в так любимом им модерне с его стилевым единством, неоклассике 
и исканиях Серебряного века. Он почитает школу, 
  но он достаточно самобытен и ясно видит путь 
продолжения классики в современность. 
Сергей тот, кого хочется назвать стильным 
живописцем. Стиль его – в точно отмеренных 
 художественных средствах, в почти математическом 
 построении композиции. Словно кто-то свыше 
 подсказывает ему, какой величины мазок  ставить 
на полотне, какую краску взять, где действовать 
 энергично, а где - приглушить краски, замедлить 
движение руки. И вскоре перед нами предстает 
 произведение искусства, в котором все на 
своем местени  ни убавить прибавить -.,
 
Все темы творчества Сергея Серова, будь то пейзаж, 
мир вещей или сюжетная картина, связываются  
в единую композицию смыслов – человек и его связь 
 с большим временем и культурным пространством. 
Таково «Возвращение» -внушительное полотно, 
написанное добросовестно,профессионально.Оно 
 посвящено освещению митрополитом Корнилием 
 креста на месте бывших  старообрядческих 
черемшанских монастырей в окрестностях Хвалынска. 
 Композиция многофигурная –люди разных возрастов 
и характеров участвуют в происходящем,но 
  частности в картине подчинены целому – 
торжественности момента.
 
С. Серов Дом художника В Полякова  
             в Хвалынске
 
По складу дарования Сергей Серов не виртуоз 
-исполнитель,а прирождённый композитор, 
творящий многосложные живописные симфонии. 
 Многие его работы нетрудно представить 
настенными панно(«Хвалынск. Яблочный Спас». 
 2003, триптих «Однажды на Волге» 1999). 
 В них есть влияние монументального искусства, 
  которым Сергею приходилось заниматься. 
Это влияние сказалось в повышенной декоративности 
  и напряжённой эмоциональности колорита, 
 уплощённости объёмов или резко ограниченному 
 локальному пятну, при помощи которого он 
 искусно разрабатывает поверхность холста.
 
        Хвалынск. Волга. Осень
 
 В цвете Сергей не уделяет особого внимания 
тонким проработкам.Можно сказать, что Сергей 
скорее рисует кистью,чем пишет.Художник работает 
не в цветотональном диапазоне, выявляя форму 
не тоном, а теплохладностью,дополнительностью 
 колористических отношений. 
 Живописная форма картин Сергея Серова богата 
 театральной зрелищностью,иногда внешними 
 эффектами,но всегда необыкновенно артистична, 
виртуозна,фантастически изощренна.Его 
 картины-панно продолжают линию,введённую 
в русское искусство В.Э.Борисовым-Мусатовым, 
К.Ф.Богаевским. В картинах Серова многое 
почерпнуто из  русского модерна, но не внешне, 
  а по сути. Он любит разнофактурность (Натюрморт 
   «Стекло». 2006, «Натюрморт смаской» 2005, «Натюрморт с керамикой» 2003), сложную  вязь 
  линий («Хвалынская весна» 1996. «Черемшаны. 
 Октябрь» 2007).
 
                      Художник Губанов
 
На выставке представлены его многочисленные натюрморты Композиторское мастерство   Сергея 
особенно заметно в искусно выстроенных 
постановочных натюрмортах,лишённых бытовых 
случайностей. Они объективно материальны, 
каждая деталь тщательно отмоделирована. 
Образность в них создаётся именно конфликтом 
незыблемой архитектоники сосудов,мебели 
и живой пластики спадающих тканей или изобильной 
орнаментики плакатов,вышивок, картин,которые он 
обильно использует в своих постановках 
(«Натюрморт с плакатом». 2006, «Натюрморт 
«Модерн». 2001) . Но иногда ,особенно в последние 
годы,натюрмортами становятся живые цветы 
 в палисадниках местных жителей, часто в этих 
 натюрмортах можно узнать и самих хозяев, 
отдыхающих на скамейках или работающих в саду 
 (Июньский мотив» 2004, «В саду» 2006). 
Наиболее частая  «модель» цветочных натюрмортов 
– ирисы (Триптих «Ирисы» 1997, «Ирисы» 2004). 
 Известно, что ирис особенно часто использовался 
в стиле модерн из-за своего  изысканного контура, 
 структурных особенностей, текучести линий.
 
                  Черемшаны
 
 Фиалки, водосбор, люпин,качанье перьев, бархат мантий. Но ирис боле всех любим: он - средоточье 
черных магий Колорит натюрмортов разнообразен: 
 от тёплых, ярких до холодных,но, так или иначе, 
во всех этих работах много бьющей через край 
 жизни и настроения. Пластически выразительные 
пятна, вибрируя цветными мазками или разливаясь 
широкими плоскостями, создают важный пласт 
этих натюрмортов,  выполненных на натуре.
 
               Яблочный спас
 
Живописный строй работ Серова произрастает 
 из свойств его натуры. Как художник с очень 
 развитым воображением, он сочиняет и тогда, 
 когда  работает на натуре. Увиденное осмысляется 
одновременно с  эмоциональным переживанием, 
  становится образом в сознании художника, 
 обретая новые, уже чисто художественные  качества . 
 Таким образом, работы художника отличаются и 
 бережным отношением к натуре,и очевидной 
  условностью живописно-пластических решений. 
 Так осуществляется связь цельного человека с 
окружающим миром. 
Хвалынская жизнь сияет на холстах Сергея Серова 
 торжеством золотой осени, голубизной заснеженных 
 холмов, зеленью летних лесов,наполняется 
 кентаврами,ангелами, трубящими в трубы  или 
 бережно охраняющими тихий сон этих мест. 
 Очарование и энергетика этого заповедного места 
России сохраняется благодаря преданности 
 и любви Сергея Серова.Его ангелы и архангелы 
часто являются такими своеобразными «маяками» 
 для глаза, помогающими «прочитать» протяжённость 
изображённого пространства.
 
               Прощание с веком
 
Они хотя и символизируют  небеса, но главная 
 арена их «деятельности» - земля.В них всё наполнено 
 внутреннейтектонической силой. А если ангелы 
на картинах изображены летящими, то кажется, 
 слышен шум их крыльев и трепетанье одежд на 
  ветру в полёте. Здесь, на земле, они чувствуют себя 
  более уютно, чем на небесах, как, например,   в 
«Осеннем мотиве» (2004) или «Встрече»(1994). 
  Они, скорее духи Земли,чем неба, тела их трудно 
 назвать бесплотными, а крылья – воздушными. 
 Неслучайно олицетворяют они вполне земные 
  времена года. Квадриптих «Времена года» - 
своеобразный гимн природе и этой благодатной земле.
 
Изображённые на картинах ангелы,  не бесплотные 
 эфиры, а мощные небесные рыцари, временно 
 спустившиеся на землю, оберегающие её. 
Кстати, рыцари есть и в его картине «Прощание с веком»(2000).Они в «Временах года»,сменив латы 
на тканные одежды, а мечи – на трубы,твёрдой 
поступью движутся по садам и холмам, складки их 
 богато орнаментированных одежд подчёркивают 
их стать. Можно долго любоваться на кружевную 
 вязь орнаментов на  их одеждах, игру света в летних 
и осенних травах и цветах и  линеарную вязь 
весенних и зимних деревьев. Картины из 
 квадриптиха «Времена года»  образуют нарядный 
 ковёр, где  переплелись цветы, плоды, ветви, узоры 
 на одеждах. Но скрупулезная выписанность деталей 
в картине не самоцельна, не отвлекает от главного, 
но отражает согретое большим человеческим 
 чувством отношение к жизни.
 
           Площадь в Хвалынске
 
Взаимосвязанность всего со всем, идущая от 
хвалынских впечатлений проявилась в полотнах 
Сергея Серова в пересечении жанровых границ. 
Он нередко соединяет в пространстве одного полотна 
натюрморт, интерьер, портрет,  пейзаж («Натюрморт на фоне  пейзажа» 2004) Например, в  «Автопортрете» (2001)  он соединил натюрморт и хвалынские пейзажи, сцены из повседневной жизни провинциального 
 города, расположенные, как житийный клейма 
вокруг натюрморта с  самоваром. Зритель не сразу 
 понимает, что автопортрет  художника – это его 
 отражение  в тулове самовара.  Портрет часто 
вбирает в себя свойства других жанров или сам 
 вторгается в них, как в «Портрете художника 
 А.Придворова» (2000) можно  видеть натюрморт, 
умело составленный художником, а в  «Портрете художника  В.В.Полякова» (1999) – улицу осеннего 
Хвалынска и окрестные горы в проёме двери.
 
            Старый Хвалынск
 
  А в «Натюрморте с яблоками» (2006) здесь же рядом со столом примостилась девочка, режущая яблоки 
для сушки.  Сергей настолько связан со своими 
 земляками, с этой природой, что часто в картинах 
 мы видим и самого художника, не просто 
 наблюдающего за каким-то действом, но 
участвующего в нём. Зритель узнает Сергея в одном 
из мальчиков в картине «Из детства» (2005), или в 
одном их участников демонстрации в картине 
 «Площадь в  Хвалынске» (2006) или среди 
паломников в ритуальном освещении поклонного 
креста в  «Возвращении» и, конечно, в одном из 
  рыбаков в «Чудесном улове» (2000).
 
                     Пленер на Волге
 
Таков он и в  жизни – целостный, соединивший в себе 
и художника, и рыбака, и музыканта, и дизайнера… 
Часто  вдали от суетливых больших  городов, в 
 крестьянских или  рабочих, привыкших жить трудно, 
 семьях рождаются заворожено-мечтательные дети. 
В их по-детски безграничном мире нет изобилия 
благ, поэтому всё, что нарушало привычное тихое 
существование, подолгу  переживалось. 
Именно эти дети,  становясь взрослыми, 
поддерживают отзывчивую чуткость русской  культуры. 
 «Есть целый мир в душе твоей…» - эти строки 
 Ф.И.Тютчева могли быть   эпиграфом к выставке. 
Они перекликаются с тем, что зритель увидит,- мир 
чувств, переживаний, откровений художника 
 Сергея Серова.
 
 Заведующая Хвалынским художественно- 
мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина 
В.И.Бородина. 
         Сайт "Новости Радищевского музея"
 NEXT PAGE Сергей Серов 

Исповедь Мастера на  www.sutynews.ru

 
 
 
 
 
 Home ArtSalon painting grafika Хвалынск    litsalon Links museum 
 

           Copyright  2012. All rights reserved. Viktor Stepanov
 
 

Hosted by uCoz