Basil Art Gallery

История Хвалынских пленэров

В начале 80-х годов XX века четверо молодых саратовских художников – В. Мошников., П. Маскаев, В. Апин и А. Кондрашов – поехали на этюды в Хвалынск. Им удалось поработать так, как хочется, в полную силу! Решили приехать ещё и пригласить друзей. Регулярными эти поездки стали с 1988 года. За это время менялись многие действующие лица. Бессменно ездят в Хвалынск только два художника: Павел Маскаев и Владимир Мошников. Оба – прекрасные организаторы. Они активно учились сами, им посчастливилось встретить учителей, определивших во многом направление и суть их творческих поисков. Это В.Н. Челинцова, Р.Г. Берг, П.И. Басманов.
 
Привычка к систематическому обучению, интерес к теории искусства, поддержанный педагогами, был закреплён многолетней преподавательской работой. Отсюда – идея кружка, как бы учебной группы, поскольку так легче усваиваются многие тонкости профессии. Это они определяют главное во всех хвалынских поездках – установку на повышение пластической культуры.

Влияние В. Мошникова и П. Маскаева, учитывая из активность и значение в деле организации группы, можно было бы назвать определяющим, если бы они не были бы сами столь непохожи. Но, думается, что при всём несходстве, своеобразии каждого художника и индивидуальном понимании задач, они одинаково ощущают вектор движения – восхождение к духовному началу в искусстве.
Ориентир – «саратовская школа». Диапазон духовных исканий невероятно широк. Лидером, объединяющим целую группу по – разному мыслящих людей, может быть не только современник. Голос учителя можно услышать и через столетие. Поиск альтернативы официальному искусству и всем линиям, наследующим его традицию, - одна из главных проблем художественной жизни переживаемого нами периода.
Вопросы «кем быть?» и «каким быть?» встают перед молодыми художниками любого поколения. Сегодня растерянность перед иррациональностью жизни заставляет нас обернуться к истории и там искать нравственную опору.
Обращение к чистоте, правде, истине.
Вот почему устремляются художники в Хвалынск, старый провинциальный город, словно бы застывший в прошедшем столетии, где, кажется, не прерывалась связь времён.
Хвалынск – особое место на земле. Он притягивает к себе людей искусства не только как родина К.С. Петрова-Водкина, где сохранился его дом и сама природа, кажется, объясняет суть его гениальных прозрений, но и как некая точка на земле, где человек осознаёт себя частью космоса.
Итогом таких хвалынских пленэров являются выставки, которые ежегодно проходят в различных музеях города Саратова и области.

В публикации использовались материалы статьи «Притяжение Хвалынска» И.Н. Пятницыной, искусствоведа Радищевского музея.

http://www.radmuseumart.ru/
 
 
 
home Живопись grafika fotosalon Саратов folkart litsalon museum links

                                               Copyright  2012. All rights reserved.  Viktor Stepanov
 
 

Hosted by uCoz