ПАЛОМНИЧЕСТВО В ХВАЛЫНСК
"ДОМ-КОВЧЕГ" К.С.ПЕТРОВА-ВОДКИНА
В.И. Бородина Филиал СГХМ им.А.Н.Радищева
Художественно-мемориальный музей К.С.   Петрова-Водкина 
              г.Хвалынск

 
 

У церковных людей есть такое понятие-"намоленное место".Музейные люди знают,о чём это сказано.Сосредоточенные даром посещения миллионы людей придал^) Ясной Поляне или Спасскому-Лутовинову статус сакральных точек России.Над ними словно постоянный ангельскийпост. Такой сакральной точкой является Хвалынск и его окрестности. Этот статус ему придали в 1830-е годы монахи-старообрядцы, основавшие в этих местах скиты,а позже-монастыри, спасая древнюю веру и строя монастырь прежде всего в душе,какпризывалИоанн Златоуст.Пути до­стижения зтого они видели в приоритете духовной жизни над плотской, в постоянном самосовершенствовании на основе неизменных догматов и обрядов соборной церкви.Отсюда идёт одно из направленийв русской мысли и культуре,которое называют нравственно-эстетическим течением- в противовес рационалистическому.

Монахи неслучайно выбрали эти места, которые издревле обживались человеком. Именно здесь были обнаружены останки человека древнекаменного века и энеолитический могильник четвёртого тысячелетия до н.э.,а в У11 в. до н.э.угро-финскими племенами на хвалынских горах были сооружены около двадцати городищ с мощной системой укреплений,сдерживающих натиск скифо-савроматской Степи.Хвалынск - это замкнутый, самодостаточный мир,живущий уединенно на самой границе Нижней и Средней Волги между Самарой и Саратовом на северной окраине Саратовской области.Но это не та окраина,где конец,а та,где начало."Посколькуцивилизацииконечны, в жизни каждой из них наступает момент,когда центр больше не держит...Скрепляющую работу в подоб­ные эпохи выполняют провинциалы, люди окраин. Вопреки распространенному мнению, мир не кончается на окраине.Как раз там он раскрывается ",_ читаем у И.Бродского.Хвалынск окружён самыми высокими в Поволжской возвышенности горами,сложенными из меловых пород,которые когда-то задержали ледники, образовав коридор, по которому мигрировалдревний человек вслед за мамонтами и другими вымершими животными .

Это город-чашаприрода которого сама по себе являет некийцелостный космос-замкнутый и сферически завершённый. Пребывание в таких сфероидных пространствах не проходит бесследно. Помните "Сталкера" А.Тарковского?Там есть Зона,которая перерождает людей, заставляет их задуматься о душе. Это фильм о том,как человек встает на путь ведущий к центру души, в глубины человеческой сущности. Хвалынск в каком-то смысле такая Зона для многих духовных искателей,которые в течение многих лет приезжают сюда. Это "странноприимный дом"-маленькая модель Вселенной. ЭТОТ естественный круг, созданный природой, оказывает воздействие-"заколдовывает". Юнг писал:"В нём /круге/ сокрыта древняя магическая сила,так как изначально он происходит от "заповедного круга",от "заколдованного круга",магия которых сохранилась в бесчисленных народных обычаях. Этот образ имеет явную цель-провести магическую борозду вокруг центра-сокровенных глубин личности,чтобы восприпятствовать "излиянию"...в сторону внешнего мира...

1.И.Бродский. Шум прибоя.С.-Пб,1997г.с.18.

Психологически это круговращение соответствует "Хождению по кругу вокруг самого себя"...Это не что иное как самопознание".! Так движение во вне,в природу оказывается движением к самому себе,начинается "трансмутация" личности. Может быть те,кто искал внутренней опоры, неслучайно выбрал эти места для строительства монастырей?
Но дорогу в Зону знает Сталкер /проводник/, который сам стал микрокосмом. ТакимСталкером Хвалынска является К.С.Петров-Водкин-"генийместа".Именно Хвалынску он обязан своим целостным мироощущением, именно здесь он увидел землю, какпланету:"Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого,с обратной вогнутостью,-я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертыиарием небесного свода.Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом "затоновскомхолме"2 Позже эти ощущения оформятся в планетарную, "сферическую" перспективу.Люди, одарённые интуицией, едут сюда "всколыхивать космос... внутри себя",3"органически перестраиваться", едут не за впечатлениями,а за переживаниями. Это не туризм, это паломничество. Отсюда название,которое дали Хвалынску художники многие годы приезжаю­щие сюда из разных уголков России - "РусскаяМекка".Не случайно в окрестностях города создан национальный парк - это экологическая версия "священных рощ".Роль его сводится к организации и охране незагрязнённого проводами и дымовыми трубами оптического пространства, которое окружает человека со всех сторон. Здесь осуществляется тождество окружающей нас природы с той природой/ что мы носим в себе, это резонанс внешнего с внутренним.
За сто лет кино вместе с другими порожденными им электронными искусствами изменило не только геометрию и оптику нашего мира,но метафизическую и метафорическую ориентацию человека в нём. Под всевидящим оком камеры мир вновь обрёл глубину и объём,он вернул себе трёхмерность. Привыкнув к тому, что предмет можно обозреть со всех сторон, мы потеряли жёстко фиксированную точку зрения,к которой приучила нас итальянская перспектива,теперь мы всегда знаем,что происходит у нас за спиной.Мир вновь стал таким, каким был раньше: он не впереди - он вокруг нас.Вселенная изменила свою конфигура­цию - из царства линейной перспективы,мы попалив сферу. Именно этот фвкт и вызвалк новой жизнитворчество К.С. Петрова-Водкина . То,к чему мы подходим только в последнее время, для него было ес­тественным в начале XXвека."Сегодня стал очевидной неизбежностью "тектонический"сдвиг,вызывающий смену парадигм,а значит наборов ценностей, типов сознания,мировозренческих стратегий и метафизичес­ких установок,"4 -пишет А.Генис.На смену научной парадигме приходит органическая,меняются не художественные стили,а типыкультур, не костюмы, а ментальность. "Новую парадигму, - пишет А.Генис отличает от старой ряд критериев: мир - это не собранное из отдельных элементов - кубиков сооружение, а единое целое;Вселенная состоит не из вещей,а из процессов; объективное познание невозможно, ибо нельзя исключить наблюдающего из процесса наблюдения; во Вселенной нет ничего фундаментального и второстепенного, мир - это паутина взаимозависимых и равно важных процессов, поэтому познание идёт не от частного к целому, а от целого к частному".5
1.1 К.Юнг.О психологии восточных религий и философий.М.,1994,с!77-178
2.2 К.С.Петров/Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.СамаркандияЛ.,1970,с 265.
3.3 К.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия. Л.,1970,с430.

4.4 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,с97.

5.5 А.Генис. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени.М.,1997,cl56


 

К.С. Петров-Водкин утверждал ещё в 1920-е годы, что "идущаякультура на смену античной есть культура планетарно-органическая",1 он писал:"Органическая культура - дорогая и драгоценная моя мечта".2

Когда человек начинал познавать мир,может быть наивно,но он видел его в целом, так и теперь, разъяв его почти до смерти, он снова приходит к идее цельного мира.Этому чувству целого можно научиться: найти в себе,узнавая себя в другом, например,в К.С. Петрове-Водкине, к этому целому можно прикоснуться физически в Хвалынске -"мирековчеге",где встречаются начала и концы мировой истории;с одной стороны-патриархальный быт, где история ещё не начиналась,где время-колесо, а пространство - шар,где "мысли людей всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив,урожай, жнитво",3 "вечно в коле­се труда",4 а с другой - колыбель новой органической парадигмы, кото­рая вырастает из старого,причём очень старого, архаического.

То что первыми "паломниками" Хвалынска были художники - закономерно. Смена вех - это смена реальностей. Реальность есть плод манипуляций над пространством и временем. Модели времени и пространства открывает, разрабатывает, наконец, изобретает духовная культура. Сегодня эту привилегию практически узурпирует искусство. Дух науки, разъявший мир на частности сменился духом искусства,ищущего целого, физика пытается"подружиться" с метафизикой. Рели в научной парадигме искусство было инструментом познания реальности, то теперь "искусство - вид магии,это механизм, вырабатывающий реальность, - все мы живём в придуманном им мире".5 Художников, изначально одарённых интуицией,влекла в Хвалынск возможность прикоснуться к целому,встретиться с самими собой в городе с вертикальным измерением,где параллельные прямые пересекаются в бесконечности космоса. Чтобы что-то дать,нужно это иметь.Художники, приезжающие в Хвалынск уже 15 лет из разных уголков России,говорят об искусстве, как о духовном пути, о своём стремлении "посредством искусства помочь возвращению души к её Божественному первоначалу",о сакральном в искусстве:"Искусство-это образ жизни,где вектор важнее,чем результат. Это вектор усилий...Хочется проследить зарождение абстрактной формы в реальном пейзаже,не пропустить начальный,нечаянный знак Присутствия того, что будет и останется Загадкой,что не требует Разгадки,а требует Пути",-'пишет Б.Морковин-один из "очарованных хвалынских странников1.Важно не то,чего они достигнут, важно встать на путь достижения.

Принцип новой органической парадигмы, поиски которой и приводят в Хвалынск - приоритет процесса над результатом. "Искатели"воспринимают мир состоящим не из вещей, а из процессов, из огромного количества связей,поэтому так часто звучит в их речах слово "путь",характеризующее движение.

1К. С. Петров-Водкин. Письма . Статьи . Воспоминания . Документы. M.V, с 2 98 .

2Е.К.Петрова-Еодкина.Прикосновение к душе."Волга", 1987,№11,с.174.
 

1.3К.С. Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.Л.,1970,с.237.

3Там же,с. 60.

4А.Генис.с.124.
 

5В.Мошников.Хвалынская памятка. Саратов. 1999г.
 

6В.Морковин. Мир в брызгах света.Саратов.2001 г.

На пересечении художников и людей, обращенных внутрь, с местом рождения К.С. Петрова-Водкина возникает некая новая реальность. Она исподволь собирает вокруг себя людей, стягивает к себе их душевные силы,побуждает к духовной работе. Здесь учатся жить с К.С.Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним- значит осознать, как осознал он,что человек - Великий космос,открывая на дне своей души душу всего человечества. Феномен К.С. Петрова-Водкина состоит в самоосуществлении. Всю жизнь он создавал одно гигантское полотно,форма и содержание которого-он сам.Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водки­на в Хвалынске пытается быть центром, этого очерченного природой круга.Для кого-то он может стать началом пути.Музей - ядро. С одной стороны магнит,притягивающий к себе,а с другой - мощный излучатель-"прожектор,освещающий К.С. Петрова-Водкина с другой стороны"-!со стороны изменения его сознания, его движения к целостности. Создать атмосферу пространственную, самодостаточную и оказывающую влияние на окружающее, расширяющееся пространство, не скованное границами забора вокруг музея,а распахнутое, в котором все вовлечённые в это пространство люди будут ощущать себя чрезвычайно уютно, душевно и духовно раскованно и счастливо от этого - это тот идеал,к которому музей стремится. Музей, пока едут сюда художники, духовные искатели,-это не "кладбище культуры",это место, где встречаются и обмениваются творчество и восприятие, а не только господствует одно восприятие.

"Намнужно, чтобы не только мы делали работу, но и работа "делала"нас, чтобы не только мы изменяли колорит холстов, но и холсты меняли нас! Нам нужно, чтобы не только мы чистили хвалынскую картошку, но и картошка "очищала"нас,чтобы не только мы кружили в лесах,но и леса кружились в нас,чтобы не только мы вспоминали холмы, но и холмы вспоминали нас,не только мы запомнили Жизнь,но Жизнь запомнила нас",2_ пишет В. Морковин. Здесь,в Хвалынске, идет напряженный поиск фактуры холста, цветовой гаммы, композиции, но это поиск не "формальный",а обусловленный задачей более точного претворения внутренних состояний. Их картины - карты внутренних пространств, внутренних состояний, находящихся в резонансе с внешним миром.

Пришло время, когда смыслы уже не прокламируются свыше. Смыслы приходится добывать самим,расширяя сознание и совершая революцию в умах. Вот это смысловое поле жизни и ищут эти самих себя, поиск Бога внутри."Возвращение тайнывновь придает нашей светской цивилизации религиозное измерение. Ведь тайна - имя Бога.Рецепт пост-индустри-ального искусства-сплав явного с тайным.Речь идет,конечно, о "мистической" тайне,а не "детективной" загадке...Искусство - Это уравнение с иксом,значение которого известно, но не нам,"-3пишет А.Генис. Такое искусство "может органически перестроить человекам и тогда живопись становится мостом между сознанием и чистым пространственным восприятием и человек становится птицей,которая всюду дома. "Ветер странствий гонит вперед, манит и манит в искрящуюся светом даль.Прикосновение света,как прикосновение Бога,желанно.Свет холста, свет из холста.Свет картины, свет из картины. Свет Хвалынска, свет из Хвалынска...Мир в брызгах света...Именно неожиданное присутствие света в затененных уголках города,его присутствие везде-в траве,на ут­ренних потолках, в подвалах,на чердаках, во тьме лесов,на облаках,на лицах друзей,в красках-заставляет верить, что он проникает и ещё глубже".5

1.1 Слова П.И.Басманова-/1906-1993гг./художника,духовного наставника саратовских художников 

П.Маскаеваи В.Мошникова.

2.2 В.Морковин.Мир в брызгах света. Саратов. 2001 г.
 

3.А.Генис.Вавилонская башня.Искусство настоящего времени.М.,1997,c

^Ui
4.4 к.С.Петров-Водкин.Хлыновск.Пространство Эвклида.Самаркандия.Л.,197 о

 

5.5 В.МОРКОВИН. Мир в брызгах света. Саратов. 2001.


 

home  grafika fotosalon painting  folkart litsalon museum links

 

                                                                     Copyright  2008. All rights reserved.  Viktor Stepanov
 
 

Hosted by uCoz