ГЕНИЙ МЕСТА ИЛИ МЕСТО ГЕНИЯ?

Когда говорят о «гении места», то обычно под этим словосочетанием мыслят конкретную творческую личность, освятившую определённое географическое место, связанное с жизнью или творчеством этой личности. А что, если переставить акцент с гения на место, то есть не гений «освящает» место, а наоборот, место обладает чем-то, что позволяет появиться гению.

Эта мысль совсем не кажется случайной (кто верит в случайность – не верит в Бога), когда речь идёт о Хвалынске. Это отмечают все, кто так или иначе сталкивался с историей этого места, обживаемого человеком с эпохи энеолита (здесь одновременно проживал неандерталец и кроманьонец, о чём свидетельствуют археологические находки 1910-1930 годов археолога и художника В.Ф.Орехова).
В эпоху бронзы здесь существовала, так называемая, хвалынская культура. Городища фино-угорских племён эпохи раннего железа, располагавшиеся на вершинах окрестных гор, до сих пор привлекают многочисленных археологов.
В 14 веке в районе будущих старообрядческих монастырей на Черемшане тоже обитали люди. То есть эти места обживались с незапамятных времён и изучались учёным способом с начала XX века местными археологами. Всё это позволило С.А. Щеглову (хранителю музея СУАК) написать в Хвалынск М.А. Радищеву в 1913 году: «Где еще в нашей губернии имеется такая местность и где такие люди для открытия подобных древностей! Мне в высшей степени отрадно засвидетельствовать, что в самом недалеком будущем на всю Россию известна будет ваша просвещенная деятельность по археологии. Добытые Вами древности и теперь уже по прошествии одного только года составляют самый лучший вклад в наш музей! Вещи, добытые Вами и Василием Федоровичем Ореховым, представляют совершенную новость для археологии России! Ваши работы составляют новую эру в нашей комиссии».
Да, К.С.Петров-Водкин несомненно прославил это место, нанеся Хвалынск на карту мира, но он был не одинок, рядом с ним в одно время вырастала в Хвалынске целая плеяда художников, позволивших сейчас говорить о художественном феномене Хвалынска. Это, прежде всего, художник и археолог В.Ф.Орехов, художник и писатель Л.А.Радищев, художники-педагоги И.А.Елатонцев и Г.Г.Платонов. Это место притягивало творческих людей: здесь работали замечательные художники П.А.Власов, Б.М.Кустодиев, И.С.Горюшкин-Сорокопудов, «мироискусстник» Стеллецкий, один из лучших иконописцев начала 20 века В.А.Комаровский, П.П.Соколов-Скаля, П.В.Митурич, В.В.Хлебникова. «Традиция» рождения здесь художников не иссякала и в 20 веке. В Хвалынске жили, творили Е.К.Серова, окончившая Саратовский художественно-промышленный техникум (так называлось тогда Саратовское художественное училище им. А.П.Боголюбова), ученица П.С.Уткина, В.Н.Челинцова, учившаяся там же у В.Юстицкого, а затем во ВХУТЕИНЕ. Замечательные художники Ф.Г.Пичиенко, В.В.Поляков, жившие в Хвалынске, продолжили эту славную традицию. Ныне здравствующие Г.И.Лбов и В.М.Милушкин тоже окончили Саратовское художественное училище - ученики Щеглова. Вокруг выше названных имён всегда кипела творческая жизнь, привлекая художников из других городов. С 1980-х годов берут начало ежегодные августовские пленэры, когда художники с разных концов страны «слетаются» в «гнездо» К.С.Петрова-Водкина.
Но не только профессиональных художников притягивает Хвалынск. Это уникальное место способствует раскрытию творческих сил в людях, казалось бы, по профессиональной своей принадлежности далёких от искусства. Именно здесь проявился дар художников-примитивистов А.Н.Фёдорова и Н.П.Федоренко. Они не родились в Хвалынске, по разным причинам связали жизнь с этим городом и вдруг – взрыв творческой энергии! Той энергии, которая всегда способствовала пробуждению художественного инстинкта и питала традиционное народное искусство.
До революции Хвалынск называли «городком художников» и это не фигура речи, а реальность, которая заставляет со всей серьёзностью говорить о художественном феномене Хвалынска. Сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал музея им.А.Н.Радищева) создают летопись художественной жизни города. Они ведут большую переписку, в результате которой в последние годы удалось открыть новые имена художников, так или иначе связанных с Хвалынском. О существовании некоторых мы ранее не подозревали или располагали о них весьма скудными сведениями.
 
Пищалкин Леонид Фёдорович (1873-1930).

Родился в Нижнем Новгороде в семье управляющего нижегородским имением графов Строгановых. После смерти отца в 1884 году, жил в Хвалынске, учился в четырёхклассном городском училище, которое позже окончил и К.С.Петров-Водкин. Затем воспитывался в Москве в семье старшей сестры Т.Ф. Еше. Окончил 2 мужскую гимназию, а в 1898 году медицинский факультет Московского университета. Одновременно посещал в качестве вольнослушателя мастерскую В.А.Серова и К.А.Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Возможно, и здесь «пересекался» с К.С.Петровым-Водкиным, в это же время учившимся там же. Связи с Хвалынском оставались в течение длительного времени.
Известно, например, что в 1917 году Л.Ф.Пищалкин женился на З.Ф.Широковой, окончившей в 1914 году хвалынскую женскую гимназию. В 1918 году у него родился сын Лев, живший вместе с матерью в Хвалынске до 1928 года. Л.Ф.Пищалкин в 1900-е годы много ездил по волжским городам, был на Урале, в Крыму, на Кавказе. В 1910-е годы путешествовал по странам Африки. Л.Ф.Пищалкин – участник многих выставок с 1897 года. Его работы хранятся в ГТГ, в коллекциях музеев Вологды и Клина. После революции и гражданской войны Л.Ф.Пищалкин преподавал черчение и рисование в школах Москвы, в 1926-1930 работал художником Санпросвета и Учпедгиза. Пейзажист и портретист. Занимался фотографией, музыкой, декоративно-прикладным искусством. (Информация о художнике получена из каталога ГТГ, а также из письма родственника художника Пищалкина Владимира Яковлевича, проживающего в г.Очер Пермской области.)
 
 
Платонов Гурий Гаврилович (1880-1922).
Родился в Хвалынске в семье служащего. С К.С.Петровым-Водкиным был дружен в 1880-1900 – годы. В письмах К.С.Петрова-Водкина к матери упоминается Гурий Платонов. Эти письма являются косвенным подтверждением мест учёбы Гурия Платонова. Так в письме от 1 февраля 1898 года Кузьма Сергеевич пишет: «Гурий принят в число учеников Пензенской школы…». Действительно, с 1898 -1900 годы Г.Г.Платонов учился в Пензенском художественном училище. Затем он учился в училище барона Штиглица в Петербурге (1900-1903), о чём тоже узнаём из письма К.С.Петрова-Водкина от 25.01.1900: «Я очень доволен, что Платонов выдержал экзамен к Штиглицу».
После окончания училища Платонов женился в Хвалынске на Тяпкиной Екатерине Полуэктовне. С 1903 по 1910 год семья Платоновых жила в Омске, Гурий Гаврилович преподавал рисование в мужской гимназии и в Сибирском кадетском корпусе. Участник выставок в Омске 1907, 1909 годов. Пейзажист и портретист. С 1910 года жил в Николаевске (ныне г.Пугачёв), преподавал графические искусства в женской гимназии. Некоторое время жил в Самаре, затем вернулся в Хвалынск. В начале 1920-х годов, Г.Г.Платонов уезжает в поисках работы и лучшей доли из «голодного» Хвалынска, на юг, в Краснодар, где в 1922 году умирает от тифа. Похоронен в Краснодаре. Его жена с сыном Анатолием вернулась в Хвалынск. В картинной галерее им.К.С.Петрова-Водкина, на родине Г.Г.Платонова, хранятся четыре живописные работы, записанные как произведения Платонова. Авторство двух из них – «Женского портрета» (19) и «Детей, играющих в крокет» (1914) не вызывает сомнения. (Сведения о Г.Г.Платонове получены от родственницы художника Илюшиной Н.Т., проживающей в Хвалынске, а также сотрудника Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля И.Г. Девятьяровой)
 
 
Ляхов Иван Иванович (1890-1944).
Родился в Хвалынске в семье чиновника. Окончил Пензенское художественное училище. После его окончания работал в Пензе преподавателем графических искусств. В 1914 году женился и был призван в царскую армию, окончил школу прапорщиков в Ориенбурге. Воевал с 1916 года в действующей армии в чине поручика. В 1918 году поселился в Самаре и занимался преподавательской деятельностью. В августе 1918 года Ляхов снова был мобилизован, воевал сначала на стороне белых, затем в 1920 году – на стороне красных. В 1921 году поселился в Красноярске и работал декоратором в театре, принимая участие в городских выставках. Писал пейзажи, портреты, натюрморты. Его живописные работы «Первое мая» (1924), «Грузчики» (1925), «Комсомольцы» (1925), «На стекольном заводе» (1928), «Лыжный спорт» (1932), «Отдых физкультурниц» (1936) демонстрировались на выставках и получили высокую оценку в печати.
В 1926 году Ляхов избирается в правление художников Красноярска. Принимал участие в первом сибирском съезде художников в 1927 году, о чём свидетельствует стенограмма съезда, опубликованная в журнале «Сибирские огни» (№3, 1927 год). В 1930-е годы И.И.Ляхов работал в художественно-производственной мастерской. В 1937 году он был арестован органами УНКВД и приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок отбывал в Востокураллаге, где умер от дистрофии в 1944 году. Картины и рисунки И.И.Ляхова были проданы семьёй во время его ареста. Возможно, в частных домах Красноярска и сейчас хранятся работы Ивана Ивановича. Несколько его акварелей и рисунков хранится в краеведческом музее г.Красноярска. В картинной галерее им.К.С.Петрова-Водкина, на родине И.И.Ляхова, работ художника нет. (Сведения о художнике взяты из статьи М.Г.Волковой «Забытый художник Иван Ляхов» и «Реквием по духовному генофонду». Музей благодарит Красноярский краеведческий музей, московского историка В.А.Севрюгина и родственников художника, проживающих в Хвалынске, за предоставление материалов, связанных с именем И.И.Ляхова).
 
 
Едунов Иван Петрович (1892-1962).
Родился в Хвалынске в старообрядческой семье служащего. Рисовал с детских лет. В 1912 году И.П.Едунов был призван в царскую армию на флот, служил на Балтике на эсминце «Андрей Первозванный». Участвовал в первой мировой войне, в 1914 году был тяжело ранен, лечился в госпитале в Гельсинфорсе, где его работы отметила одна из великих княгинь, ухаживавших за ранеными, и предложила помощь и поддержку. После выздоровления в 1916 году он вернулся в Хвалынск. Ещё до революции Иван Петрович поступил в Казанское художественное училище. После Гражданской войны он окончил живописный факультет ВХУТЕМАСа (1924-1930) в Москве, где подружился с будущими Кукрыниксами и будущим художником Большого театра В.Рындиным. Там же Иван Петрович познакомился с П.В.Митуричем, который по приглашению И.П.Едунова приезжал в 1926-1927 годах летом в Хвалынск с женой В.В.Хлебниковой и останавливался в доме отца Ивана Петровича – Петра Тимофеевича Едунова. После окончания ВХУТЕМАСа Иван Петрович Едунов занимался педагогической деятельностью: преподавал в школе, художественно-графическом педучилище в подмосковных Мытищах.

Иван Петрович был пейзажистом. Настоящий волжанин, он каждое лето приезжал на родину в Хвалынск. Здесь писал в основном волжские пейзажи акварелью. Несколько таких акварелей хранится в картинной галерее им.К.С.Петрова-Водкина. С Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным, по свидетельству дочери И.П.Едунова Екатерины Ивановны, был знаком. Иван Петрович женился в 1925 году на Нине Михайловне Скворцовой (на фото 1928 года И.П.Едунов слева, Н.М. Скворцова-Едунова и С.М.Скворцов в центре), тоже нашей землячке. Она родилась в деревне Елховка Хвалынского района.
Нина Михайловна увлекалась акварелью. Её учителем по искусству был муж.
В картинной галерее им. К.С.Петрова-Водкина хранится несколько её натюрмортов и пейзажей. Старший брат Нины Михайловны – Сергей Михайлович Скворцов, большой друг Ивана Петровича Едунова, родился в деревне Елховка Хвалынского уезда в 1892 году. Вместе с Едуновым учился в Казанском художественном училище и ВХУТЕМАСе. Писал пейзажи и натюрморты. Умер от туберкулёза во время Великой Отечественной войны. (Информация о художнике получена от дочери художника и его родственников).

Громов Дмитрий Иванович (1895-1942).

Родился в семье мещанина в селе Балаково, но вскоре после рождения сына семья переехала в Хвалынск. В 1906 году окончил городское четырёхклассное училище, где 1880-е годы учился К.С.Петров-Водкин. В 1914 году был призван в армию, попал на фронт первой мировой войны, был вскоре тяжело ранен и после лечения вернулся в Хвалынск. Накануне революции Громов уехал в Санкт-Петербург, где знакомится с И.Е.Репиным, который после просмотра работ начинающего художника, приглашает его в Академию. Но вскоре после революции Громов был призван в Красную армию в качестве топографа.
Зимой 1921 года он расписывает церковь в Царицыне, затем возвращается с семьёй (женой и старшим сыном) в Хвалынск. В 1923 году от союза РАБИС, членом которого он был с 1918 года, он получает рекомендацию для поступления в Академию художеств в Петрограде. С 1923 по 1926 год он учится в Академии. После окончания Академии он работает в геологических партиях в качестве геолога-художника. Участвует в экспедициях в Якутии, Казахстане, Киргизии, Кольском полуострове, в Карелии и на Кавказе. Во время работы писал пейзажи тех мест, где останавливались разведывательные или поисковые партии. С 1939 года член ЛОСХа. В 1930-е годы иллюстрирует многие книги по геологии. Умер во время блокады Ленинграда. Картины Д.И.Громова, за очень небольшим исключением, погибли во время артобстрела Ленинграда (бомба попала в дом, где жила семья Громовых в Ленинграде, погибла жена Громова). В картинной галерее им.К.С.Петрова-Водкина хранится ранний живописный зимний пейзаж Дмитрия Ивановича, небольшая акварель и несколько документов и фотографий Д.И.Громова, переданные в музей младшим сыном Д.И.Громова Александром Дмитриевичем в 2001 году. (Информация о художнике получена от А.Д. Громова).
Думается, этот список ещё будет пополняться новыми именами. Надеемся, что после публикации этой информации в Интернете, появятся новые сведения о выше названных художниках от людей так или иначе знакомых с ними. Сотрудники художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) будут признательны всем, откликнувшимся на эту информацию. Наш электронный адрес: borodinav@mail.ru или radmuseumart@radmuseumart.ru (Хвалынский филиал).

В.И.Бородина
Заведующая художественно-мемориальным музеем К.С.Петрова-Водкина

Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"
 
 

 
home  Живопись grafika fotosalon Саратов folkart
                                      Copyright  2012. All rights reserved.  Viktor Stepanov
 
 

Hosted by uCoz